В течение многих месяцев появляются предупредительные знаки, которые указывают на опасные перемены во внешней политике Канады в отношении России. Эти предупреждения осуществились, когда министр иностранных дел Канады Стефан Дион объявил о своем намерении заблокировать принятие закона, который касается российских нарушителей прав человека.
Предложенный закон, в котором речь идет о замораживании счетов российских нарушителей прав человека и отказе им в визах, разработан на основе Закона Магнитского, принятого Конгрессом США в 2012 году. Подобный список санкций был позже единодушно принят Европейским Парламентом.
Данный закон чрезвычайно актуален, поскольку он направлен на российских чиновников, которые виновны в похищении, осуждении и заключении политических узников, таких как украинская летчица Надежда Савченко, кинорежиссер Олег Сенцов и многие другие.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТРЮДО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНИМАТЬ ЗАКОН МАГНИТСКОГО
Перед канадскими выборами в октябре 2015 года все партии в Палате общин единодушно поддержали предложение о создании канадской версии Закона Магнитского, поданое на рассмотрение парламента бывшим министром юстиции Канады Ирвином Котлером.
Несмотря на поражение правящей консервативной партии, канадцы ожидали, что либералы будут придерживаться своих предвыборных обещаний и примут данный закон. Однако недавно, когда канадские парламентарии украинского происхождения член консервативной партии Джеймс Безан и Сенатор Рейнелл Андрийчук представили законопроект, основанный на Законе Магнитского, канадцы ожидали поддержки всех партий.
Но вместо того, чтобы придерживаться предвыборного обещания, после интенсивного лоббирования со стороны поддерживаемых Кремлем организаций, правительство Трюдо объявило, что отказывается принимать данный закон. Этот шаг сразу же похвалил московский пропагандистский сайт новостей «Спутник».
Маневр либерального правительства не только отдалил его от других партий в парламенте, но и привел к расколу среди либеральных членов парламента. Выдающиеся либеральные политики, такие как премьер-министр Онтарио Роберт Рей и бывший министр юстиции Ирвин Котлер, обвинили Диона в посылании неправильного месиджа миру таким несоблюдением обязательств правительства в отношении защиты прав человека. Если либерал председатель канадско-украинской парламентской группы Борис Вжесневский одобрил данный закон, его коллега, член правительства Христя Фриланд, промолчала по этому поводу. Таким образом, остается вопрос: поставит ли политик, которого в свое время называли «звездным кандидатом» украинско-канадской общины, свои карьерные интересы выше собственных убеждений? Надеюсь, что нет.
После российской незаконной оккупации Крыма и военного вмешательства на востоке Украины, консервативное правительство Стивена Гарпера в основном придерживалось политики изоляции и санкций в отношении режима Путина. В отличие от него, в язвительной статье, опубликованной в канадской национальной газете The Globe and Mail, Браудер назвал новую политику министра иностранных дел Диона в отношении России «достойным сожаления умиротворением диктаторского режима».
И почему правительство Трюдо отказывается поддержать этот важный законопроект? Согласно канадским газетным сообщениям, Дион боится, что принятием данного закона настроит Путина против себя именно в то время, когда Оттава планирует улучшение отношений с Москвой.
О НАИВНОСТИ УКРАИНСКИХ КАНАДЦЕВ...
Безусловно, такое развитие событий не должно стать сюрпризом для украинской диаспоры. Многие украинские канадцы наивно думали, что благодаря тому, что в либеральной партии есть члены украинского происхождения, они автоматически будут высказываться и влиять на новое правительство.
Диаспора ошибочно верила, что даже со сменой правительства, пока в правящей Либеральной партии есть украинские канадцы, они обеспечат продолжение проукраинской политики предыдущего правительства. Они не смогли осознать, что мнение нескольких украинско-канадских членов парламента будет иметь небольшой вес, если новое руководство правящей Либеральной партии готово отказаться от международных отношений, которые базируются на основных канадских ценностях.
Признаки потенциально опасного изменения в канадской внешней политике стали очевидными в апреле прошлого года, когда появились фотографии бывшего либерального премьер-министра Канады Жана Кретьена на таинственной частной встрече с Владимиром Путиным в России. Встреча тет-а-тет между Кретьеном и Путиным состоялась 30 апреля 2015 года в резиденции российского президента в Ново-Огарево под Москвой. Из-за этих фотографий Кретьена начали сравнивать с другими апологетами Путина, такими, как Сильвио Берлускони и Герхард Шредер.
Поэтому еще задолго до канадских федеральных выборов в октябре 2015 года Кретьен проторял путь для политики нового правительства касательно «возобновления отношений с Россией».
И теперь придется констатировать, что Дион не рассматривает внешнюю политику через призму добро против зла, демократия против клептократии, защита прав человека против зарубежных деловых соглашений. Канадским ценностям придется конкурировать с интересами Кремля, какими бы ни были последствия.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИКОВ — ЕДИНСТВЕННОЕ МИРНОЕ СРЕДСТВО...
Дион не смог осознать, что в то время, когда авторитарные режимы, такие как режим Владимира Путина, угрожают гражданскому обществу дома и международной стабильности за границей, наличие канадского премьер-министра, который является идеологом с демократическими убеждениями, это скорее польза, чем вред. Политики, которые не колеблются отстаивать свои принципы и не боятся вводить санкции против иностранных лидеров, которые нарушают международное право, это единственный мирный способ привлечь авторитарных правонарушителей к ответственности.
Коррумпированные режимы, такие, как все более воинственно настроенные руководители Кремля, нуждаются в слабых западных политиках, которые используют «политику прагматизма и возобновления отношений», для избежания наказания за нарушение прав человека в своей стране и за экспансионистские амбиции за границей. Чем глубже укоренен наш бизнес в коррумпированной России, тем проще будет Кремлю нарушать права человека в пределах России и угрожать Украине, НАТО и Евросоюзу.
Когда руководители украинских неправительственных организаций спрашивают у канадских правительственных чиновников, какие практические последствия будет иметь политика возобновления отношений с Россией, они отказываются вникать в подробности и повторяют то, что уже стало стандартной мантрой, — «Канада продолжит поддерживать Украину».
Но недавние события свидетельствуют о противоположном. В то время как Оттава пытается успокоить украинскую диаспору разговорами о свободной торговле и канадско-украинскими бизнес-форумами, правительство Трюдо одновременно исследует возможности для содействия коммерческим операциям поддерживаемых Россией организаций.
Находясь в оппозиции, Либеральная партия критиковала предыдущее правительство за то, что не добавили к канадскому списку санкции двух лиц: Владимира Якунина, председателя ОАО «Российские железные дороги», и Игоря Сечина, президента российской государственной нефтяной компании «Роснефть». Почему же теперь либеральное правительство отступает? Может, потому, что представители «Роснефти», которые владеют 30% месторождений нефти корпорации ExxonMobil в Альберте, имеют свое лобби в сердце канадского правительства?
Используя сеть реальных и фиктивных компаний и оффшорных счетов, «Российские железные дороги» действовали как синдикат организованной преступности, переводя миллиарды долларов для олигархических кланов и правительственных чиновников. Так может тесные связи Якунина с канадской авиа— и машиностроительной компанией Bombardier стали причиной бездеятельности правительства? Компания Bombardier недавно упоминалась в Панамских документах в связи с транзакциями на миллиарды долларов для основных проектов российской железной дороги. Согласно канадским газетным сообщениям, сам Якунин описывал свою близкую дружбу с гендиректором компании Bombardier Пьером Бодуаном, как напоминающую «семейные» отношения.
«НЕ СТОИТ ВЕРИТЬ ТАКИМ БАНАЛЬНЫМ ФРАЗАМ, КАК «ПОДДЕРЖКА ДЛЯ УКРАИНЫ»
Канадцы должны знать, стал ли Бодуан, который регулярно пытается влиять на офис премьер-министра и министерство иностранных дел и международной торговли Канады, лоббистом российских интересов.
Ходят слухи, что Bombardier стремится получить инвестиции на миллионы долларов канадских налогоплательщиков, и важно, что не только украинская община, но и каждый канадец интересуется этой историей. Конгресс Украинцев Канады, а также каждая неправительственная организация должны требовать, чтобы каждый украинско-канадский член парламента в правящей Либеральной партии высказывался и настаивал на том, чтобы премьер-министр Трюдо расширил список санкций против близкого окружения Путина, как то Якунин и Сечин, и немедленно изменил правительственную позицию относительно Закона Магнитского.
Действительно, следует опросить каждого члена парламента и опубликовать их позиции, чтобы общественность знала, что они отстаивают.
Так же украинская дипломатическая миссия в Канаде не должна верить таким банальным фразам, как «поддержка для Украины», когда политическая реальность указывает на опасную смену во внешней политике, которая проявляется в желании умиротворить и удовлетворить Кремль. Украинские дипломаты должны четко указывать на то, что вознаграждение агрессора деловыми соглашениями, игнорирование его нарушений прав человека резко противоречит понятию «поддержка для Украины».
Канада всегда занимала почетное место на мировой арене. Сейчас не время отклоняться от давних принципиальных позиций. Блокируя Закон Магнитского ради «возобновления отношений», мы фактически меняем канадские убеждения на российские деловые интересы. Потакая авторитарному государству и отказываясь от важного закона, направленного против тех, кто занимается коррупцией и нарушает права человека, канадское правительство отрекается от всех ценностей, которые разделяет каждый канадец, — демократии, верховенства права и основных прав человека.
Леся ШИМКО, магистр политических наук, основатель канадско-украинского парламентского центра, председатель Лиги Украинок Канады, ассоциированный член Совета Украинских Государственнических Организаций Мира