Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обама и экономический подъем других стран

11 ноября, 2008 - 20:06
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В БЕЛОМ ДОМЕ. ДЖОРДЖ БУШ НАЗВАЛ ЕЕ ДРУЖЕСКОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ, А БАРАК ОБАМА НАШЕЛ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА «КРАЙНЕ ЛЮБЕЗНЫМ» И ПРИЯТНЫМ / ФОТО РЕЙТЕР

Американские выборы обычно производят краткую эйфорию; национальное чувство обновления, будущих возможностей действует как доза адреналина. Однако в этом году очевидная смена обстановки и празднование будут омрачены широко распространенным чувством, что не все хорошо в Америке.

Экономические показатели почти постоянно безрадостные, и не улучшатся в ближайшем будущем, и пока вопросы национальной безопасности кажутся менее важными, из-за финансового кризиса, они вряд ли исчезли, и сохраняется неустойчивая ситуация в Афганистане и Пакистане, и нерешенные проблемы в Ираке, Иране и Северной Корее. Более того, власть американского президентства и Соединенных Штатов подверглась существенным изменениям в последние годы, делая нашу эру непохожей на более ранние периоды, когда мир был в постоянном движении и новый американский президент сталкивался с серьезными проблемами.

До последнего времени можно было говорить об экономическом подъеме других стран, не прогнозируя уменьшения могущества Америки. Сейчас, имея военное присутствие в Иране и Афганистане и слабую экономическую ситуацию, Америка стоит перед большим выбором. Это ситуация незнакома для нового президента США. Даже в мрачные годы после Вьетнама в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия, было чувство, что Америка все еще могла сделать свой экономический выбор, не обращая внимания на остальной мир. Это была привилегия тех, кто имел самую крупную, наиболее динамичную экономику — экономику, которая действовала как мировой кредитор. Не более.

Нет ни малейшей иронии в том, что 15 ноября бывший американский президент, сторонник одностороннего подхода в политике Джордж Буш будет принимать многостороннюю конференцию, чтобы обсудить изменение мировой экономической системы. Об относительном положении Америки также свидетельствует факт, что даже «неорганизованные» министры Европейского Союза действовали быстрее, чтобы справиться с финансовым кризисом, чем президент США и Конгресс. Об изменении мира свидетельствует в огромной степени также и то, что когда паника спадет и откроется ущерб, Азия в целом и Китай в частности окажутся явными победителями.

Кредитный кризис обнажил хрупкую основу непрерывного роста, которым наслаждались США и Европа в последние четыре-пять лет. В то время как многие заметили необычайное перемещение богатства в страны производящие нефть и Китай, последствия этого не были полностью оценены. Это не значит, что США стали должником снова, это значит, что огромные суммы капитала и активы осели в таких местах, как зона Персидского залива и Китай, без каких-либо признаков, что эта тенденция изменится. Фактически, настоящий кризис привел Японию, которая провела почти два десятилетия в депрессивном состоянии, в позицию относительной силы, давая ей большие валютные запасы и приводя в порядок балансовый отчет основных банков.

В 70-х годах был краткий период, когда происходили похожие перемещения активов. Но в отличие от того времени, страны, которые собирают капиталы сегодня, не тратят их на потребление — вспомните бесконечные фотографии Саудовских принцев, покупающих недвижимость на французской Ривьере — а на инвестиции, инфраструктуру и образование.

Да, повсюду существуют «мыльные пузыри», будь то недвижимость в Шанхае или Дубае, или акции в Бомбее, но было также и серьезное долгосрочное планирование, что, похоже, обеспечит этим странам сильную позицию в предстоящие годы. Даже Китай, который пытается направить свою экономику больше в сторону потребления, для того чтобы снизить ее зависимость от капитальных расходов, начал строительные работы по созданию инфраструктуры дорог, энергетических систем, портов и железных дорог, которые будут служить его внутренней экономике десятилетиями. В то же время он может использовать свои два триллиона долларов США резерва в качестве подушки безопасности, когда мировая экономика и экономика США ослабнут. Экономический рост Китая может замедлиться, если его экспорт в США ослабнет, но он менее зависим от этих рынков, чем предполагает большинство людей.

Сейчас речь идет о глобальном спаде, который будет резким и продолжительным. Возможный и наиболее вероятный сценарий — продолжающаяся стагнация в США и Европе и более ускоренный сдвиг в экономической мощи в направлении Азии. В Азии мало районов, которые структурно уязвимы к кредитным вливаниям, а балансовые отчеты азиатских банков в целом чище, чем их аналоги где-либо еще. Да, многие компании взяли слишком много кредитов, а некоторые страны, такие как Корея, более уязвимы, чем другие. Но Китай, который является азиатским символом надежды, не из таких, и в мире, где все падают, он будет стоять.

США останутся могучей частью глобальной системы, но задача нового президента — собрать последние силы и принять новые ограничения. Избранный, но еще не вступивший в должность президент Обама показал прагматизм и реализм, и, кажется, понимает, что принятие ограничений — не слабость; слабостью является отказ осознать реальность.

Захари КАРАБЕЛЛ, президент River Twice Research и ассоциированный член организации «Общество Азии». Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ