Большие надежды, возлагаемые на президентство Обамы, в своей основе являются благоприятным сигналом, поскольку они служат напоминанием о том, что антиамериканские настроения, столь очевидные во всем мире, могут — и должны — перемениться.
Однако для самого Обамы подобные ожидания могут оказаться проблематичными, поскольку ему будет сложно — и в некоторых случаях невозможно — осуществить все, что от него ожидается. Этой весной еще не предвидится образования Палестинского государства, так же как в ближайшее время нельзя ожидать заключения какого-либо пакта о глобальном изменении климата или нового торгового соглашения, или того, что бедности, геноциду или болезням будет положен конец.
Помимо того очевидного факта, что на крупные достижения требуются время и усилия, для этого существует еще несколько причин. Перед новым президентом стоят исключительные препятствия — препятствия, ввиду которых и остальным странам будет необходимо приложить гораздо более серьезные усилия, чтобы стабильность и процветание стали нормой, а не исключением.
Наиболее очевидные препятствия коренятся в состоянии американской экономики. Только за последние четыре месяца были потеряны два миллиона рабочих мест. Жилищный рынок продолжает разваливаться. ВВП в Америке сокращается с почти невиданной скоростью.
В результате у Обамы не будет иного выхода, кроме как потратить львиную долю своего времени и внимания на возрождение экономики. Его успех именно в этой области сыграет решающую роль в том, как будет воспринята его администрация. Обама и сам признает, что ему придется отложить выполнение некоторых других предвыборных обещаний.
Следующее препятствие представляют собой многочисленные кризисы, с которыми столкнется новый президент. Израильтяне и палестинцы ведут малую войну. Ситуация в Ираке улучшается, но ни в коем случае не является стабильной. Обаме, возможно, придется сделать выбор между нападением на ядерные установки Ирана и жизнью с Ираном, который способен создать ядерное оружие за несколько недель. Правительство Афганистана теряет позиции в войне с возродившимся Талибаном. Пакистан, располагающий десятками арсеналов ядерного оружия и являющийся гнездом самых опасных террористов в мире, может стать несостоятельным государством, как и Северная Корея, также оснащенная ядерным оружием. Многие из этих сложностей являются не столько проблемами, требующими немедленного решения, сколько обстоятельствами, которые необходимо продолжать контролировать.
Третье препятствие представлено тенденциями в международной системе. Эпоха американской однополярности прошла. Обама унаследует мир, в котором распределение влияния во всех его формах — военное, экономическое, дипломатическое и культурное — осуществляется гораздо более широко, чем когда-либо до этого. Это означает, что ему придется иметь дело с большим количеством угроз, слабостей и независимых деятелей, не желающих подчиняться воле Америки.
Поэтому при отсутствии активного содействия остальных стран Америке будет сложно добиться результатов на мировой сцене, а Обаме — получить какой-либо шанс на то, что все ожидания, связанные с ним, будут оправданы. И поскольку целью Обамы будет выполнение по крайней мере части предвыборных обещаний, другим странам следует быть готовыми к просьбам Америки — и давлению с ее стороны — о том, чтобы они действовали на стороне Америки, а не против нее, или не сидели сложа руки.
Китай окажется под давлением требований о переоценке своей валюты (в настоящее время удерживаемой на неестественно низком уровне) для того, чтобы китайский экспорт стал более дорогим, а китайский импорт из других стран (включая США) — более дешевым. Кроме того, от Китая и других развивающихся стран потребуется внести свой вклад в сокращение выброса углерода и снижение скорости глобального изменения климата.
Страны Европы должны быть готовы к призывам США к направлению больших усилий на преодоление угрозы безопасности в Афганистане. На карту поставлена жизнеспособность НАТО в мире, где основная угроза безопасности Европы находится вне зоны действия договора НАТО.
Самые разные страны предстанут перед требованием внести свой вклад в преодоление преград на пути к новому глобальному торговому соглашению. Тарифным и нетарифным барьерам придется исчезнуть. От богатых стран будет ожидаться сокращение субсидий, а бедным странам будет необходимо открыть свои рынки.
Арабские лидеры, критикующие США за предполагаемые недостатки политики США на Ближнем Востоке, в свою очередь будут поставлены перед вопросом: насколько лучше они сами подготовлены поддержать правительство Ирака. По окончании сражений между Израилем и ХАМАСом непременно встанет вопрос о том, какие действия предпримут арабские государства для усиления умеренного руководства Палестины и восстановления мира с Израилем.
России и Китаю следует ожидать огромного давления со стороны Обамы, который будет добиваться от них более активных действий в отношении Ирана и остановки процесса обогащения урана. Это давление будет включать в себя призывы к более серьезным политическим и экономическим санкциям, и, возможно, даже поддержку в пользу ограниченного применения военной силы для укрепления этих санкций.
Это длинный список, и его легко можно продолжить. Мир был часто неудовлетворен действиями Джорджа Буша как из-за содержания, так и стиля его внешней политики. Сейчас остальным странам следует осознать, что единственной альтернативой самостоятельным действиям Америки или ее уходу с мировой сцены, является действительное следование принципу многосторонних отношений. С их стороны это потребует готовности и способности выделить ресурсы на борьбу с нарастающими трудностями. Обама, скорее всего, будет более дипломатичным, чем его предшественник, но в то же время и более требовательным.
Ричард ХААСС является президентом Совета по международным отношениям.