Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обнаженный нерв Швеции

В парламент скандинавской страны впервые вошли ультраправые
20 сентября, 2010 - 19:50
БОЛЬШИНСТВО ШВЕДОВ ВЫРАЖАЮТ СВОЕ НЕПРИЯТИЕ ПАРТИИ «ШВЕДСКИЕ ДЕМОКРАТЫ» И ПЫТАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ — С ПОМОЩЬЮ ВУВУЗЕЛ — СОРВАТЬ ОДИН ИЗ ПРЕДВЫБОРНЫХ МИТИНГОВ УЛЬТРАПРАВЫХ / ФОТО РЕЙТЕР

В прошлое воскресенье шведским правоцентристам удалось дважды подряд победить на парламентских выборах, в которых впервые принимали участие не отдельные политические партии, а два блока, — правоцентристский и «красно-зеленый». Однако в этот раз главе шведского правительства Фредрику Райнфельдту не удалось сохранить абсолютное большинство в 349-местном Риксдаге. Возглавляемый им блок «Альянс за Швецию», в который входят Умеренная коалиционная партия, «Народная партия — либералы», «Христианско-демократическая партия» и «Партия центра», будет иметь в парламенте 172 депутата. Правоцентристам не хватило буквально три места. Между тем, оппозиционный «красно-зеленый» блок, в который вошли «Социал-демократическая» и «Левая партии», а также «Партия зеленых», получил 157 мест.

Двадцать портфелей, по итогам прошлых выборов, получают ультраправые «Шведские демократы», предвыборная программа которых касается вопроса ограничения численности неевропейского населения в Швеции. Эта ультраправая партия впервые получила места в парламенте страны, преодолев четырехпроцентный барьер.

Фактически Швеция получила «подвешенный парламент», как это имело место на нынешних парламентских выборах в Великобритании и Австралии. Но если лидер британских консерваторов Дэвид Камерон смог привлечь на свою сторону либерал-демократов, а лидер австралийских демократов Джулия Гиллард смогла заручиться поддержкой независимых депутатов, то перед нынешним лидером шведского правоцентристского блока «Альянс за Швецию» будет намного сложнее создать большинство в парламенте. Фредрик Райнфельдт уже заявил, что не будет сотрудничать с партией Шведских демократов. Кстати, перед началом выборов премьер-министр также призывал не голосовать за эту ультраправую партию. Райнфельдт пообещал проводить политику уменьшения налогов и субвенций, а также заявил о готовности руководить правительством меньшинства, указав при этом на готовность расширить коалицию за счет «Партии зеленых», поскольку это поможет стабилизировать ситуацию в парламенте. «Править страной должен наибольший блок, а им как раз и есть «Альянс», — заявил лидер правоцентристов перед своими сторонниками на митинге в Стокгольме. Вместе с тем, он не исключил возможности сотрудничества с социал-демократами. «Зеленые» отреагировали на это предложение сдержанно, отметив, что пока еще они входят в «красно-зеленую» коалицию с социал-демократами. В частности, лидер «Зеленых» Мария Веттерстранд сказала следующее: «Для нас будет очень сложно после этой кампании смотреть в глаза нашим избирателям и говорить им, что мы будем сотрудничать с правительством».

Лидер социал-демократов Мона Салин, признав в воскресенье поражение, созналась, что ее блоку не удалось вернуть доверие избирателей. Вместе с тем, она отметила, что «Альянс имеет большинство. И теперь именно от Фредрика Райнфельдта будет зависеть, как он будет править Швецией, не позволив «Шведским демократам» влиять на политику». Касаясь появления в парламенте националистической партии, Салин сказала, что политическая борьба приобретет в стране особое значение. «Я никогда не откажусь от борьбы против ксенофобии», — пообещала она.

Между тем, «Шведские демократы» празднуют победу. «Мы — в Риксдаге! Мы являемся свидетелями дня, когда все мы вместе написали политическую историю!». Так охарактеризовал достигнутый результат 31-летний лидер партии Йимми Окессон в выступлении перед однопартийцами. Он заявил, «Что его партия использует возможности быть услышанной, поскольку ее не приглашали на официальные дебаты во время избирательной кампании. «Хотя нас лишь считали простой политической партией, мы сегодня достигли фантастического результата. Ситуация является несколько неуверенной в настоящий момент, но у нас впереди четыре года, чтобы обсудить темы, которые являются важными для нас и повлиять на шведскую политику», — отметил лидер ультраправых. По его мнению, получив 20 мест в парламенте, Шведские демократы коснулись обнаженного нерва.

В действительности, голоса Шведским демократам обеспечили безработные, количество которых выросло после начала экономического кризиса. Эта партия также является очень критической относительно мусульман. Она выросла из движения скинхедов и уже заявила о намерении сократить иммиграцию.

Следует отметить, что вторая подряд победа правоцентристов свидетельствует о серьезном повороте страны к либеральной экономике. Напомним, что 65 лет из последних 78-ми в Швеции правили социал-демократы, и именно им приписывают создание государства благосостояния, известного на постсоветском пространстве как шведская модель социализма. (Никита Хрущев после визита в эту страну сознался, что именно в Швеции социализм, а не в СССР).

Однако большей угрозой для имиджа Швеции, как толерантной и открытой страны, стало появление в парламенте ультраправой партии «Шведские демократы», успех которой обозреватели объясняют недовольство частей избирателей ситуацией с иммиграцией в стране. На данный момент иммигранты составляют 14% от 9,4 млн. обитателей Швеции. Большинство из них — это выходцы из соседней Финляндии, за которыми идут уроженцы Ирака, прежней Югославии и Польши. Кстати, по данным ООН в Северной Европе иммигранты составляют 12,4% населения.

И действительно, шведская пресса отметила, что после этих выборов Швеция теряет репутацию толерантной и открытой страны. «В понедельник утром для шведов наступило время, чтобы найти новый образ», говорится в редакционной статье Svenska Dagbladet. Между тем, ежедневная газета Dagens Nyheter, ссылаясь на отсутствие большинства, отмечает то, что «впереди на нас ожидают тяжелые дни».

И в самом деле, все выглядит так, что у шведов впереди сложные времена в политическом плане. Но обнадеживающим фактором является то, что основные политические игроки придерживаются определенных принципов и уже заявили, что не будут сотрудничать с ультраправыми и не допустят, чтобы в стране воцарилась ксенофобия. И то, что в настоящий момент у «Альянса» нет абсолютного большинства, не означает в будущем неэффективность шведского правительства. В мире известно немало случаев, когда правительства меньшинства эффективно руководили страной — так было и в Канаде. То есть все зависит от умения лидеров договариваться, достигать консенсуса между партиями.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ