Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ольстер: от войны к пату

12 июля, 2001 - 00:00

Ситуация осложняется политическим кризисом в стране после отставки первого министра Северной Ирландии юниониста Девида Тримбла несколько недель назад в связи с отказом ИРА сдать оружие. Теперь парламент Северной Ирландии должен либо вернуть первого министра до середины августа, либо найти замену кандидатуре Тримбла, либо смириться с перспективой своего роспуска. Отставка Тримбла должна была заставить политические партии Северной Ирландии объединиться перед угрозой глубокого кризиса в провинции.

Между тем парад протестантских радикалов из Ордена оранжистов в городе Портадаун, в минувшие годы не раз провоцировавший в провинции вспышки насилия на религиозной почве, прошел мирно. Оранжисты провели митинг протеста возле металлического заграждения, возведенного, чтобы не дать им возможности проникнуть в католические районы Драмкри города Портадаун, и продолжили шествие по одобренному городскими властями маршруту.

Помочь лидерам политических партий Северной Ирландии найти выход из сложившейся тупиковой ситуации пытались в понедельник премьер-министр Великобритании Тони Блер и его ирландский коллега Берти Ахерн. Однако партия Шинн Фейн — политическое крыло ИРА — попрежнему отказывается говорить о разоружении, не отрицая такой возможности в принципе.

В течение последних 30 лет в Ольстере действовали четыре главные политические силы, считает директор Центра политического анализа и международных исследований Сергей Толстов : «Это протестантское движение, выступавшее за восстановление статуса доминиона для Северной Ирландии. Протестанты, выступавшие за полную интеграцию. Католики, отстаивавшие необходимость объединения с Ирландской Республикой. И четвертое направление, пользовавшееся поддержкой 10—15% населения, — «ольстерцы», стремившиеся преодолеть этно-конфессиональный раздел».

При настойчивом участии кабинета Блера и ирландского правительства 10 апреля 1998 года было подписано так называемое Белфастское соглашение, которое включает в себя межпартийное соглашение всех легальных политических партий Ольстера и британско-ирландский международный договор. Эти документы предусматривали создание целой системы органов, призванных способствовать решению проблемы Ольстера в рамках детально расписанного пропорционального представительства политических партий обеих общин и широкого партнерского диалога в регионе. Скажем, предполагалось основать министерский совет «Север-Юг», британско-ирландскую межправительственную конференцию и британско- ирландский совет, в который входили бы также представители Шотландии, Уэльса, Нормандских островов и острова Мэн.

Однако выполнению условий соглашения препятствует господство неформального влияния в обществе Ольстера, когда важные для провинции вопросы решают не только лидеры политических партий, но и зачастую влиятельные особы, осуществляющие неформальный контроль за общественно-политическими процессами. Отказываться от дивидендов, которые приносит им такое положение вещей, эти люди не намерены. Равно как и ИРА не хочет терять свои доходы, соглашаясь на разоружение.

Процесс урегулирования проблемы Ольстера должен быть связан также и с отказом от исторически мотивированной «романтической» идеологии в политике самых разных партий и движений, которая до сих пор сильна в Северной Ирландии.

Попытка решения этого старейшего конфликта христианской Европы во многом определяется политическими убеждениями премьер-министра Тони Блера, сознательно взявшегося за урегулирование вопроса, на котором сломалась карьера не одного политического деятеля Британии.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ