Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ООН нуждается в новой модели

13 декабря, 2001 - 00:00


Статья бывшего президента ФРГ в мягкой, дипломатичной форме подводит к выводу, который на неформальном уровне давно уже признан всеми, но еще ни разу не звучал официально с трибуны ООН. Речь о том, что несмотря на все, что делалось и делается под эгидой ООН в мире, организация, для того, чтобы соответствовать и целям своего создания, и современным реалиям, должна быть существенным образом реформирована. Иначе она попросту не будет влиятельной.

Награждение Организации Объединенных Наций и ее генерального секретаря Кофи Аннана Нобелевской премией мира является событием, которое следует по- настоящему отпраздновать во всем мире. Такие торжества, однако, не должны становиться поводом для самоуспокоения. Да, ООН под руководством генерального секретаря Кофи Аннана достигла многого.Но идея ООН как организации, объединяющей нации, при ее действиях во многих частях мира и при решении ею многих наиболее сложных мировых проблем, остается скорее идеалом, к которому все еще нужно стремиться, а не существующей реальностью.

Некоторые из наиболее могущественных государств мира до сих пор не в полной мере и без должной заинтересованности сотрудничают или участвуют в работе ООН. В то же время, в мире быстро растут и усиливают свое влияние многочисленные неправительственные организации, которые, однако, не входят в состав каких-либо государств, и не имеют законных прав для определения своей роли в рамках международной системы. Их реальная власть, несмотря на усилия генерального секретаря ООН Кофи Аннана наладить с ними конструктивный диалог, находится вне рамок ООН. В действительности, неправительственные организации часто взваливают на себя такие задачи, для решения которых нынешняя структура ООН не приспособлена или остается слишком слабой.

Для оказания им помощи в решении этих задач и для обеспечения рассмотрения серьезных глобальных проблем наших дней на объединяющем, а не разъединяющем форуме, необходимо усилить влияние ООН в тех областях, где так впечатляюще работают неправительственные организации. Такого усиления можно достичь только путем фундаментальной реформы внутренней структуры ООН.

Когда в 1945 году была образована Организация Объединенных Наций, главной целью ее создания было предотвращение развязывания третьей мировой войны. И поэтому при ее создании был образован только один орган, обладающий властными полномочиями — Совет Безопасности, в котором заседают самые могущественные в военном отношении державы. Повесткой дня Совета Безопасности ООН была и остается власть и урегулирование кризисов, главным образом с использованием военных средств.

Сегодня реальная угроза для большей части населения Земли происходит из источников доселе почти неизвестных: бедность, голод, рост населения, миграция, загрязнение окружающей среды и тому подобное. Для того чтобы ООН могла справиться с этими проблемами, должны быть произведены изменения в самой ее структуре.

Необходимо создать два новых совета, каждый из которых будет иметь властные полномочия, сравнимые с полномочиями Совета Безопасности — это Совет по социальным вопросам и Экономический Совет. МВФ, Всемирный Банк и ВТО не только должны быть им подотчетны, но должны находиться в подчинении у этой новой, реформированной структуры ООН.

Зачем нужны эти новые органы? Мир не может действовать без правил; он не может продвигаться вперед в решении наиболее острых проблем нашего века без определенных узаконенных правил и организаций, занимающихся регулированием международного права. Поскольку этих организаций пока не существует, ООН должна их создать. Конечно же, некоторые правила, такие как правила введения торговых санкций, существуют уже и сейчас, например, в рамках ВТО. Однако эти правила являются всего лишь единичными шагами в правильном направлении: шагами, сделанными к свободной торговле, приемлемой в социальном и экологическом плане, и подальше от протекционизма, особенно такого, который часто практикуется богатыми странами. И вообще, требуется ввести больше правил, признаваемых всем миром, чтобы усилия всего мира, направленные на борьбу с бедностью, болезнями и массовой миграцией, могли стать более последовательными, предсказуемыми, а главное — эффективными.

У нас есть Римский устав Международного уголовного суда; мы создаем новое руководство о том, как гражданские общественные организации могут наилучшим образом участвовать в работе ООН; у нас сейчас имеется огромная коалиция, объединяющая гораздо больше стран, чем НАТО, которая борется с терроризмом. И я благодарен, что одной из реакций на события 11 сентября, если я не ошибаюсь, было некоторое изменение подхода США в отношении ООН. Но особенно важно, чтобы изменения такого типа, а именно предоставление реальной власти структуре ООН, принесли больше результатов.

Во времена опасности, такие как сейчас, люди всей Земли должны проявлять свою солидарность. Одним из способов продемонстрировать эту солидарность явилось создание большой коалиции, которая сейчас сражается с терроризмом. Но солидарность также должна быть официально признана в рамках реальных властных структур ООН. Созыв Генеральным секретарем ООН форума «Диалог цивилизаций» — это лишь начало такого процесса. Требуется сделать много больше. Учреждение Советов по социальным и экономическим вопросам будет означать огромный шаг в правильном направлении.

Изложенные здесь в общих чертах идеи я пытался представить не только Генеральной Ассамблее ООН, но и постоянным членам Совета Безопасности. Меня также пригласили представить эти идеи Сенату США. Однако ни одна из этих дискуссий до сих пор не принесла особых плодов. Но с течением времени США будут вынуждены признать необходимость существования ООН, а Совет Безопасности и его члены увидят, что создание новых органов власти в ООН — это не создание их конкурентов, а единственное средство для людей всего мира сообща противостоять несметному количеству социальных и экономических проблем, с которыми они сталкиваются.

Рихард фон Вайцзеккер, бывший президент Федеративной Республики Германии.
РИХАРД ФОН ВАЙЦЗЕККЕР, Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ