Беспартийный президент РФ Владимир Путин впервые открыто призвал россиян голосовать на парламентских выборах 2 декабря за лояльную Кремлю партию «Единая Россия». Путин объяснил свой призыв необходимостью обеспечить преемственность его курса и «не допустить, что чтобы к власти пришли те, кто однажды уже безуспешно пытался руководить страной». Таким образом он прозрачно намекнул на оппозицию. Ведь в Союзе правых сил (СПС) немало бывших чиновников, а один из них — Борис Немцов — хочет баллотироваться в президенты в 2008 году. «Пожалуйста, не думайте, что все предрешено... Это опасная иллюзия», — сказал президент. В обращении к российскому народу Путин заявил, что итоги выборов в Думу зададут тон выборам президента России, запланированных на 2 марта следующего года. Вместе с тем, вопреки предположениям аналитиков, президент ни слова не сказал о своем ближайшем будущем.
«Путин прав, когда говорит, что не все предрешено: они могут нарисовать какую угодно явку и результаты, но этим выборам необходимо придать легитимность», — объяснил призыв президента лидер СПС Никита Белых.
Бывший экономический советник Путина, а ныне научный сотрудник исследовательского института в Вашингтоне Андрей Илларионов назвал предвыборный период массовой кампанией террора и запугивания и считает, что этот режим обречен. «Усиливается риск силового режима наследования власти. Уход таких режимов часто сопровождается жертвами», — заявил журналистам Илларионов, отметив, что не ждет потрясений в экономической сфере.
Тем временем, экс-президент СССР Михаил Горбачев высказался в поддержку курса президента Путина и высоко оценил заслуги российского президента. При этом Горбачев признался, что недолюбливает «Единую Россию». По мнению бывшего президента СССР, Путин предотвратил окончательный развал страны, начал решать важные социальные и экономические проблемы и укрепил власть. «Он принес России стабильность. Не каждый смог бы справиться с таким наследием, какое он получил от Бориса Ельцина», — сказал Горбачев в интервью Times.
Почему Путин считает, что не все предрешено на парламентских выборах и каких иллюзий должны избавиться россияне? Что будет означать вотум доверия Путину для самой России и отношений Москвы с соседями, Брюсселем и Вашингтоном? Как это может сказаться на демократии и свободе слова в России?
КОММЕНТАРИЙ
Николай ПЕТРОВ , член Научного совета Московского центра Карнеги:
— Принципиальный момент, который заставляет Путина выступать с достаточно жесткими и тревожными заявлениями, связан с тем, что в условиях контролируемых выборов Кремль хочет быть заранее уверенным в результатах выборов. Однако возникает проблема с привлечением избирателей, которые видят: все решено, от них ничего не зависит. В результате у них пропадает интерес к выборам. Если бы речь шла о простых выборах, то Кремль это вполне устраивало бы. Сейчас выборы — это вотум доверия президенту и его курсу. Поэтому президент крайне заинтересован в том, чтобы получить максимально большое число голосов. Он заинтересован в том, чтобы участие было максимально высоким, и поэтому пытается разными способами привлечь на выборы избирателей, говоря о том, что это бой за продолжение курса против каких-то нехороших сил, которые могут с него свернуть. Таким образом, Путин пытается добавить интриги туда, где никакой интриги нет в принципе.
Касаясь иллюзий, российский президент имеет в виду, что люди не должны успокаиваться. И если они являются его сторонниками или «Единой России», то должны обязательно придти и проголосовать. Кремль и региональные администрации делают все для того, чтобы явка избирателей было возможно более высокой. Иначе это не будет работать как плебисцит.
Что касается заявлений Илларионова, то вся радикальная оппозиция, представленная им или Каспаровым, скорее всего, является интеллектуалами и ярыми критиками режима, чем политическими силами. В силу экономической ситуации большинство россиян вполне довольно жизнью и не думает о том, чтобы менять курс, бюрократию. У них растут зарплаты, пенсии. И хотя в последнее время появились какие-то симптомы экономического кризиса, тем не менее, в целом электорат вполне доволен, что не оставляет оппозиции никаких реальных возможностей на массовую поддержку.
Получив мандат доверия, Путин выступит с политическим планом, каким образом можно сохранить курс при его уходе от власти. Для Путина очень важно получить личный мандат и таким образом снять все заявления критиков и внутри страны, и за ее пределами об узурпации им власти. Понятно, что он не уйдет от власти, по крайней мере, сразу и далеко. А каким образом реализовать схему постепенной передачи власти — это большой вопрос. В любом случае для этого Путину нужен некий формальный мандат доверия, который он и получит на этом голосовании.
Я думаю, что в течение следующих года-два трудно будет ожидать каких-то позитивных изменений в позиции российского руководства. По той простой причине, что Путин сейчас не будет делать ничего, что способно ослабить его имидж активного борца за позиции России, довольно жестко разговаривающего с Западом и проводящего такую решительную политику. А следующий президент, по крайней мере, в первое время будет недостаточно силен и популярен для того, чтобы делать шаги, которые могут быть расценены как отступление или смягчение российской позиции.
Сейчас ситуация со свободой слова достаточно печальная. И мне кажется, что все перспективы на будущее связаны не столько с внешними факторами, будь то оппозиция Кремлю извне или давление Запада, сколько с внутренними факторами. Все зависит от того, как будет развиваться политическая система. Думаю, неизбежна серьезная перестройка этой системы со сменой власти. Потому что система очень сильно персонифицирована. Она построена самим Путиным под Путина. И любой другой человек неизбежно будет вынужден перестраивать ее под себя. И в момент этой перестройки могут быть самые разные вещи. Мне кажется, что система сама будет служить главным источником внутренних для себя потрясений. Не внешние враги, а внутренние — неэффективность и неспособность адекватно реагировать на ситуацию являются именно этими факторами, которые будут способствовать политическим изменениям. Путин построил систему лично под себя. И как только он отойдет на любую другую роль, ему придется перестраивать систему. У него нет иного выбора.