Вчера России пришлось пережить, по определению тамошних СМИ, один из самых интригующе долгих «дней ожидания». Внимание общественности было приковано к событиям околопарламентским, поскольку в российскую Госдуму вчера должно было прийти (в результате все же пришло) письмо от президента Владимира Путина с предложением кандидатуры на пост премьер- министра. Будущее назначение новым премьер-министром нашей северо-восточной страны-соседки Михаила Касьянова, кажется, сомнений ни у кого не вызывает. И в том, что в письме будет указано именно его имя, а не чье-либо другое, все были уверены на 90 процентов. О премьерстве Михаила Михайловича, впрочем, начали говорить уже давно. По меньшей мере, с того момента, когда о Владимире Путине заговорили как о президенте. Догадки и предчувствия стали более обоснованными сначала после слов новоизбранного президента России во время визита в Великобританию о том, что кандидатура Касьянова на должность премьера является одной из возможных, а потом — после принятия недавнего решения назначить господина Касьянова исполняющим обязанности премьер-министра.
Очевидно, особые сюрпризы не запланированы и на время рассмотрения кандидатуры Михаила Касьянова в российском парламенте на следующей неделе (ориентировочно — 15 мая): фактически все политологи сходятся во мнении, что большинство депутатов все же проголосует «за» Касьянова. Спикер российской Госдумы сообщил, что «аллергии» на господина Касьянова у депутатов нет. Имидж ответственного прагматичного политика, уважаемого на Западе, известного прежде всего частично успешными переговорами с кредиторами России по долговым обязательствам, уже само по себе пророчит Касьянову успех в парламенте. Впрочем, и сам Касьянов не слишком склонен к романтическим рассуждениям по поводу его назначения премьером — похоже, этот факт им воспринимается как само собой разумеющийся. Очевидно, именно поэтому он настолько уверен, что в правительстве каких-либо изменений в ближайшее время не будет. Именно поэтому вчера уверенный и. о. премьер-министра вызвал своих не менее уверенных заместителей для подготовки экономической программы, которая, впрочем, должна быть обнародована в лучшем случае в конце этого месяца или в начале июня. Похоже, одной из важнейших задач, которую правительству придется решать в первую очередь, будет проблема внешнедолговых обязательств, а если быть более точным — достижение договоренностей о списании части долга бывшего СССР странам-членам Парижского клуба. А здесь более подходящую кандидатуру для проведения переговоров, чем Касьянов, сложно найти: вспомним хотя бы пусть и относительный его успех на переговорах с Лондонским клубом.
Влияние нового российского правительства на Украину тоже очевидно — придется, как никогда, постараться при поиске путей расчета по собственным газовым долгам. Ведь в условиях «проблем» с МВФ и падения мировых цен на нефть деньги для Москвы могут стать главным фактором стратегического партнерства.
КОММЕНТАРИЙ
Вадим КАРАСЕВ, первый заместитель Харьковского филиала Национального института стратегических исследований СНБОУ:
— В странах с постсоветской демократией при назначении премьер-министров мы всегда можем наблюдать определенный набор условий необходимых для прохождения той или иной фигуры. Основное — это лояльность будущего премьера к президенту. Вторым обязательным моментом является соответствие кандидата конкретной ситуации. Это может быть требование внутриполитической стабильности, как в России, когда премьерами становились силовики. Сегодня ситуация в России, а также в других странах с постсоветской демократией, требует объективно хорошего финансиста, имеющего положительную репутацию в западных финансовых кругах. В частности, Украина пошла этим путем несколько ранее. Схожие проблемы стоят перед Россией и, очевидно, Касьянов, который вел переговоры по долгам с Парижским и Лондонским клубами, стал оптимальной фигурой. Тем более, учитывая, что проблема политической стабильности с избранием Путина решена. Другие требования, которым соответствует Касьянов — это реальная или демонстративная аполитичность, технократизм. И последнее условие — проходимость через парламент. Касьянов по всем прогнозам аналитиков является проходным через Думу. Исходя из перечисленного, фигура Касьянова на данном этапе является в России оптимальной «под президента Путина». Как долго он продержится на этом посту, будет зависить от того, в течение какого времени он будет соответствовать данной ситуации, а также насколько он успешно разрешит проблемы долгов России и проблему вхождения страны в глобально-экономическое мировое пространство. В частности, судьба Касьянова будет зависеть от перспектив экономического роста России. Но политические функции по управлению государством, в том числе и правительства, будут, разумеется, за Путиным. Относительно Украины Касьянов пока что навряд ли сформулировал четкую политику. Его поездка в Киев, для разрешения энергетических проблем, насколько мне известно, закончилась безрезультатно, и, думаю, решение основных проблем наших отношений зависит от Путина. Задачи Касьянова сконцентрированы, скорее, во внешнеэкономической сфере, нежели в «секторе» СНГ.
Что касается версий о том, что Касьянов выдвиженец «Семьи» и на него имеет влияние Березовский, то, на мой взгляд, даже если в них и есть доля правды, основной причиной его выдвижения являются деловые качества.
СПРАВКА «Дня»:
Михаил Михайлович Касьянов родился 8 декабря 1957 года в г. Солнцево Московской области. Образование высшее. Закончил автомобильно-дорожный институт и Высшие экономические курсы при Госплане СССР. С 1981 по 1990 год работает в Госплане РСФСР, где поочередно занимает должности инженера, экономиста, главного специалиста, начальника подотдела Отдела внешнеэкономических связей. В 1991 году — начальник отдела Управления внешнеэкономической деятельности Минэкономики РФ. С 1993 по 1995 год — руководитель Департамента иностранных связей Министерства экономики РФ. С 1995 года — заместитель министра финансов РФ. С мая 1999 года — министр финансов.