У краинское общество живет по законам почти рыночной экономики, стремится к честной конкуренции и в то же время не оставляет советских стереотипов о социальной справедливости и опеке государства. Политики, угождая вкусам избирателей, в большей или меньшей степени ориентируются на левые идеи. Практически нет партий, в программах которых не было бы левых популистских лозунгов. Социалистические стереотипы влияют на государственную политику и тормозят проведение в Украине либеральных реформ, которые обеспечили бы развитие экономики, а следовательно, и формирование соответствующей системы социальной защиты. Круг замыкается.
Ориентация на социальные приоритеты и государственный патернализм свойственна не только посткоммунистическим странам. Так во Франции давно действует развитая рыночная экономика, но в то же время в обществе традиционно сильны левые убеждения. Они предусматривают, в частности, гарантию бесплатного образования, медицинского обслуживания и защиту работника. Равенство и социальная справедливость — одни из главных французских ценностей. Поэтому не удивительно, что в таком обществе даже правые партии закладывают в свои программы вопрос социальной защиты.
Но, как известно, за все нужно платить. Вследствие социальной политики бюджет страны поглощает 54% ВВП, а рабочая неделя ограничивается всего 35 часами. Налогоплательщики выплачивают 60% от доходов, а безработица среди молодежи составляет около 20%. Растет и число безработных иммигрантов, для которых социальные выплаты составляют чуть ли не единственный источник доходов. Темпы экономического роста спадают, и государство уже не в состоянии обеспечивать высокий уровень социальной защиты. В обществе растет недовольство и апатия. Вырваться из этого круга очень сложно, но возможно.
Именно об этом речь шла на круглом столе «Правый поворот: опыт Франции для выборов в Украине», проведенном Международным центром перспективных исследований. Презентовался опыт французских правых по пропагандированию правых ценностей и реформ во время выборов 2007 года. Присутствующие на заседании круглого стола политики, должностные лица, эксперты и журналисты имели возможность вникнуть в содержание дебатов между французскими правыми и левыми: в мероприятии приняли участие депутаты французского парламента Мишель Вуазен (фракция «Союз за народное движение») и Ален Нери (фракция Социалистической партии).
Как известно, на президентских и парламентских выборах 2007 года во Франции победили правые, а новоизбранный президент Николя Саркози пообещал французам осуществить программу реформ, которые будут способствовать экономическому росту. Впервые за десятки лет французы избрали президента, который публично и открыто пропагандировал ценности либерализма: свободу предпринимательства и отказ от уравнительной системы социальной защиты.
Программа реформ, предложенная Саркози, не ставит под сомнение систему социальной защиты, но отдает приоритет труду и предпринимательству как главным факторам роста. Как кандидат в президенты Саркози боролся со стереотипом, что только социалисты имеют монополию на социальную справедливость. Но ведь без экономического роста средств на мощную социальную политику не будет. «Наша страна стала такой, где работают меньше всего в Европе. Мы не можем продолжать двигаться этим путем», — говорится в программе Саркози, где, кроме раздела «Преодоление безработицы», есть отдельный раздел «Восстановление занятости».
Французский народ выбрал перемены. Когда же, наконец, появится украинский Саркози, политическая сила, которая откровенно заявит, что советские стереотипы следует оставить истории, что только либеральная политика может обеспечить стране необходимое развитие?
Дебаты между Мишелем Вуазеном и Аленом Нери на круглом столе засвидетельствовали главные разногласия между политическими философиями, которые представляют левые и правые. Они воплощаются в очень практических и актуальных для французского общества вопросах: размеры налогов, система здравоохранения, продолжительность рабочей недели, будущее Европейского Союза. Однако, по словам Алена Нери, «не стоит бояться идеологии. Перед разнообразными проблемами, предстающими перед обществом, всегда есть определенные концепции их решения, которые могут происходить с правого или левого политического фланга, но все они способствуют начатию в демократическом обществе дискуссий, приближающих ответы на эти вопросы».
Возможно ли во Франции создание «широкой» коалиции? За политическую историю Франции совместная коалиция левых и правых партий существовала только однажды — в конце Второй мировой войны в рамках Комитета национального сопротивления, когда объединились все политические силы, противостоявшие нацистскому режиму. Французские избиратели отвергают формат объединения левых и правых сил, а существование коалиционного правительства возможно только при глубоком кризисе.
«На самом деле формат «ни левые — ни правые» может показаться привлекательным, но он нереален. Когда все объединяются, то оказывается, что стратегии решения проблем у всех разные и соединить их невозможно. Можно представить себе такую ситуацию, когда один конь тянет в одну сторону, а другой — в другую. В конце концов такая упряжка закончит свой путь где-то на обочине», — говорит Мишель Вуазен. На его взгляд, существование коалиционного правительства возможно и оправдано только в случае серьезного кризиса, перед которым встает государство. В то же время демократия может только выиграть от существования левого и правого видения развития страны. Такая дискуссия помогает выходить на решения, имеющие общественно полезный характер.
Тем временем на последней президентской кампании во Франции значительного успеха (19,5%) достиг центрист Франсуа Байру — кандидат, выступавший и против левых, и против правых. Впрочем, на взгляд Алена Нери, здесь, скорее, речь идет о новом формате именно политической фигуры, чем о возникновении или основании новой идеологии.
Французские политики подчеркнули, что на протяжении последних 200 лет Франция прошла длинный путь создания государства. Страна не раз переживала политические и экономические кризисы, и выходом из них часто служили досрочные выборы. «Когда возникают проблемы между президентом и парламентским большинством или президентом и общественным мнением, когда происходят мощные массовые манифестации, то выходом во Франции становится механизм роспуска парламента, используемый президентом в критической ситуации для ее разрешения», — заметил представитель правых сил Мишель Вуазен. Украина только в начале этого пути — подчеркивают французы, а поэтому политические кризисы вполне естественны.
После выборов наступает ответственный момент формирования правительства. Президент Саркози сформировал его быстро, но очень продуманно. Остов правительства (премьер и 13 из 15 министров) составляют представители Союза за народное движение. Один министр — центрист, и один — социалист. Таким образом, Саркози следовал своим обещаниям и принципу паритетности. Доверенных людей он назначил на должности, от которых зависит выполнение взятых им на себя предвыборных обязательств. Вместе с тем, нанесен болезненный удар левым.
Бернар Кушер, новый министр иностранных дел, после назначения в правое правительство исключен из Социалистической партии. Другие социалисты заняли должности госсекретарей. Жан-Поль Жуайе, близкий друг и кум супругов Руаяль-Олланд, стал государственным секретарем по европейским делам. Эрик Бессон, человек, которого ненавидела Сеголен Руаяль, назначен госсекретарем по вопросам планирования и оценки государственной политики. А Мартин Ирш, близкий к Бернару Кушеру, стал верховным комиссаром по вопросам активной солидарности против бедности. Представители левых заняли и ряд других весомых должностей.
В результате в Социалистической партии начались распри, и о какой-то слаженной деятельности этой силы речь уже идти не может. А президент Саркози очередными предложениями подливает мсла в огонь. Он даже поддержал кандидатуру Доминика Страус-Кана (ДСК), который еще несколько месяцев назад был самым сильным конкурентом Сеголен Руаяль на президентскую кандидатуру от социалистов, на должность директора Международного валютного фонда. И поддержал успешно: ДСК стал кандидатом на эту должность от Евросоюза.
Таким образом, Николя Саркози эффективно разбивает лагерь своих политических противников. А недовольные такими назначениями из собственного лагеря не осмеливаются протестовать против политики победоносной реформаторской власти.
«Президент Франции хочет провести все реформы одновременно, а не одну за другой, чтобы создать общее движение, которое станет движением за трансформацию Франции», — заявляет министр культуры Христина Альбанель. К сожалению, в Украине реформы не проводятся ни одновременно, ни поочередно. Причины, конечно, всегда находятся. Когда же найдется политическая воля? Воля лидера, который будет не просто следовать запросам рядового украинца, а вести страну к лидирующим позициям в современном мире, которых она, без сомнения, достойна.