Война России против Украины длится уже больше 100 дней и конца ей пока что не видно. Ни одной из поставленных целей за это время Кремль не достиг, но российские войска, хотя и несут значительные потери, но все еще продолжают продвигаться на Донбассе. Чтобы остановить это продвижение, ВСУ требуется западное тяжелое вооружение, которое постепенно поступает в Украину, хотя и не теми темпами, как хотелось бы. Очень важно, чтобы поток вооружений и боевой техник постоянно увеличивался, несмотря на шантаж Кремля. Так, Владимир Путин пригрозил, что в случае, если Украине будут поставляться американские РСЗО с ракетами дальнего радиуса действия, российские войска будут поражать в Украине те цели, от атак на которые ранее воздерживались. На самом деле эта угроза пустая. Если у России будет возможность, она поразит любую цель на территории Украины, и российских военных не остановят никакие гуманитарные соображения. И последовавшие за объявлением о поставках американских РСЗО обстрелы Киева и Харькова можно рассматривать, в том числе, и как демонстрацию того, что российская артиллерия и ракеты будут продолжать бить по крупным городам Украины. Но в действительности тут есть определенные технические ограничения. Вполне вероятно, что в российском Генштабе с удовольствием подвергли бы Киев и Харьков «ковровой» бомбардировке крылатыми ракетами, но запас ракет у России не безграничен, и, по оценке американской разведки, российская армия уже использовала в Украине более 60% своих крылатых и баллистических ракет среднего радиуса действия. Поэтому она вынуждена прибегать даже к ракетам малого радиуса действия (менее 300 км) класса «воздух-земля». А это значит, что использующие их самолеты вынуждены заходить в зону действия украинской ПВО. Конечно, россияне при желании могут разрушить здание Верховной Рады в Киеве или резиденцию президента Украины, но что им это даст? Все равно все заседания в условиях военного времени проводятся в бункерах, и разрушение правительственных зданий только усилит поддержку Украины в мире и ненависть украинского народа к агрессорам. Наоборот, шанс на скорейшее прекращение войны связан только с наращиванием поставок Украине с Запада всех видов вооружений. Ведь война России и Украины уже сейчас принимает затяжной характер. Она наверняка продлиться еще 100 дней и вполне может продлиться несколько лет. И странам НАТО надо уже сейчас увеличивать мощности своего ВПК и ориентировать его в первую очередь на нужды Украины и других стран Восточной Европы, для которых угроза российского нападения является актуальной. К сожалению, пока что такой перестройки ВПК на Западе не происходит. А это значит, что многие в правительствах США и их союзников все еще верят, что войну можно будет закончить за несколько недель или, в крайнем случае, месяцев, и пока не хотят возлагать на свои народы дополнительное бремя, связанное с затяжной войной. Сильно подозреваю, что не только в Берлине, Париже и Риме, но и в Вашингтоне остается немало тех, кто искренне надеется, что войну удастся завершить компромиссом, приемлемым для обеих сторон. В действительности российско-украинскую войну в принципе невозможно завершить компромиссом. Для Путина компромиссный мир неприемлем, поскольку он хочет завоевать всю Украину. Нынешнее российское наступление на Донбассе – это не попытка «освободить» марионеточные ДНР и ЛНР в их административных границах, это способ добиться капитуляции Украины. Промежуточным шагом к капитуляции может стать заключение долговременного перемирия на нынешней линии фронта с сохранением за Россией контроля над Крымом, почти над всеми территориями Донецкой и Луганской областей, большей части территорий Херсонской и Запорожской областей и над частью территории Николаевской области. После такого перемирия правительству Владимира Зеленского вряд ли смогло бы удержаться у власти. А пришедшая ему на смену администрация с лозунгом войны до победного конца имела бы куда меньшую легитимность в глазах Запада и в гораздо меньшей степени смогла бы сплотить вокруг себя украинский народ и армию, что было бы только на руку Кремлю. Те западные политики, которые пытаются подтолкнуть Украину к хотя бы частичному удовлетворению российских территориальных притязаний, к частичной демилитаризации и нейтральному статусу, должны осознать, что они фактически толкают Украину к капитуляции, нисколько не увеличивая при этом безопасность собственных стран. Единственный путь к скорейшему завершению нынешней войны – это максимальная военная помощь Украине с целью достижения поражения России, каковым стало бы вынужденное отступление российс4ких войск к линиям соприкосновения, существовавшим до 23 февраля. И после завершения войны, даже успешном для себя, Украина сможет сохраниться как независимое государство только в случае, если будет получать от стран НАТО поставки вооружений в объеме военного времени, до тех пор, пока не разовьет свой ВПК до такой степени, чтобы удовлетворять свои потребности в основных видах обычных вооружений. Но и тогда военные поставки с Запада будут продолжаться, пусть в меньшем объеме. Только поставки современных западных вооружений могут заставить Россию отступить. Действенность же экономических санкций в этом отношении пока что выглядит сомнительной. Заставить Путина прекратить войну могло бы только быстрое и всеобъемлющее эмбарго на экспорт российских энергоносителей. Однако такое эмбарго потребовало бы от европейцев потуже затянуть пояса, централизованно в рамках всего Евросоюза ввести меры ограничения и контроля потребления энергии и создать соответствующие институты внутри ЕС. В противном случае европейские санкции будут иметь по большей части символический характер, поскольку физическое сокращение объема экспорта российских энергоносителей почти полностью компенсируется ростом цен на них, который провоцируется самим объявлением энергетического эмбарго против России. В этих условиях военная помощь скорее поможет завершить войну, чем санкции.