По результатам парламентских выборов в Ираке, 91 место получил блок бывшего премьер-министра Аяда Аллави, на два места меньше — блок действующего премьер-министра Нури Аль-Малики, 70 мест достались национальной коалиции, а 43 места — Союзу партии Курдистана. Какие уроки извлек Ирак из проведения парламентских выборов, вторых после свержения режима Саддама Хусейна? Повлиял ли мировой финансовый кризис на сотрудничество между Ираком и Украиной? Об этом в интервью «Дню» Чрезвычайного и Полномочного посла Ирака в Украине Халида Джасима АЛЬ-ШАМАРИ:
— Прежде всего, я хотел бы отметить, что парламентские выборы, прошедшие в Ираке, являются воплощением демократического пути, которым идет моя страна. Бесспорно, эти выборы — новый опыт для нашего государства и они способствовали повышению сознательности иракского народа, который боролся за то, чтобы избавиться от диктаторского тоталитарного режима.
Бесспорно, ни одна из этих политических сил не может самостоятельно формировать правительство. И именно поэтому необходимо объединение двух или больше политических блоков, чтобы они могли получить половину голосов в парламенте плюс один голос — а это 163 голоса. Уже были проведены переговоры между этими политическими силами относительно создания будущей коалиции, опираясь на такую программу, которая устроит все стороны.
Что касается позитивных результатов этих выборов, то хочу отметить: иракские женщины получили 82 места в парламенте, что составляет более 25% от общего количества парламентских мест. А в иракской конституции записано, что иракские женщины должны занимать не менее 25% общего количества парламентских мест.
Переговоры между силами, попавшими в парламент, могут продолжаться приблизительно месяц, возможно, два-три. Но в результате этих переговоров сформируется национальное правительство, которое будет действовать в соответствии с теми программами, которые задекларировали политические силы и партии во время выборов. А сами программы не будут содержать никаких конфессиональных или партийных убеждений.
— А разве в конституции Ирака нет ограничений на время формирования правящей коалиции и правительства?
— Да, действительно, такое ограничение есть. После того как иракский парламент изберет президента, тот, соответственно, должен требовать от политического блока, который получит в парламенте половину мест плюс один голос, создать правительство в течение одного месяца. Если этого не произойдет, то президент потребует от следующего блока формировать правительство.
— Господин посол, не могли бы вы сказать, примеру каких стран будет следовать новое правительство в развитии Ирака: Объединенных Арабских Эмиратов, считающих себя образцом для подражания в арабском мире, или развитых западных капиталистических демократий?
— Программы всех политических партий основываются на национальной основе и лишены каких-либо конфессиональных или партийных лозунгов. Принципы их работы базируются на том, что лучше всего для нашего государства. Вместе с тем, я хотел бы отметить, что в конституции Республики Ирак указано, что Ирак — это демократическая федеративная объединенная страна. И именно в таком ключе все эти партии будут развивать наше государство.
Ирак радуется за любую страну, достигшую чего-либо в области цивилизации. В то же время мое государство имеет достаточные человеческие и финансовые ресурсы, чтобы осуществлять гигантские проекты. Мы обладаем огромным национальным богатством и будем пытаться давать нашему народу то, что он потерял на протяжении правления прошлого режима, который вел войны с соседями и разворовывал национальное богатство. И именно поэтому Ирак имеет все необходимые условия для того, чтобы начинать работы, направленные на строительство огромных проектов.
Мы уважаем выбор всех стран мира, который они считают целесообразным, чтобы развивать свою страну и оказывать своему народу необходимую помощь и поддержку и защищать его. И мы ожидаем, что другие страны, в свою очередь, будут уважать наш способ развития нашего государства.
— По сообщениям СМИ, в этом году Ирак прекратил закупку нефтепродуктов. Означает ли это, что сейчас реально открываются возможности для экспорта иракской нефти за границу и, возможно, даже в Украину или через территорию нашей страны в Европу?
— Да, Ирак действительно смог удовлетворить свои внутренние потребности и начать экспорт нефтепродуктов после того, как нам удалось возобновить работу нефтеперерабатывающих заводов, которые после событий 2003 года пришли в значительный упадок. Ирак продолжает экспортировать свою нефть за границу во многие страны мира. В частности, экспорт иракской нефти осуществляется через нефтепроводы в турецкий порт Джейхан и оттуда в другие страны. А из южных месторождений в порты в Персидском заливе. Всего мы добываем 2,5 млн. нефти ежедневно. У иракских властей есть специальный план увеличения добычи нефти. И мне кажется, что Ирак действительно способен повысить добычу своей нефти благодаря ряду соглашений, подписанных с мировыми нефтяными компаниями относительно разработки иракских нефтяных месторождений. Как мне известно, в 2007 и 2008 годах Украина также импортировала незначительное количество иракской нефти из северных месторождений.
— СМИ сообщали, что российская «Лукойл» будет принимать участие в добыче иракской нефти. А какова ситуация с привлечением украинских компаний, в частности «Нафтогаза», или, иными словами, с привлечением украинского опыта разведки и добычи нефти в Ираке?
— Да, Ирак в свете хороших отношений с Украиной открыт к сотрудничеству с украинскими компаниями, учитывая и то, что эти компании работали в Ираке и имеют опыт работы. Ирак помнит о помощи украинских миротворцев, работавших в составе многонационального миротворческого контингента и способствовавших установлению мира и стабильности в моей стране. И именно поэтому иракское правительство по-особому относится к украинским компаниям.
— И это, наверное, стало одной из причин, по которым в прошлом году между нашими странами был подписан крупный контракт на поставку вооружений?
— Как я уже сказал, Ирак заинтересован в развитии торгово-экономических отношений с Украиной, и это то, о чем говорили многие иракские высокопоставленные должностные лица. Ираку нужно развивать свою инфраструктуру и удовлетворять национальные внутренние потребности.
— И военные?
— Все потребности. Да, ведь Ираку необходимо развивать свои навыки и умения для защиты своих границ и обеспечения стабильности в стране.
— А как вообще развивается военно-техническое сотрудничество между нашими странами? Насколько я знаю, Ирак заинтересован в привлечении украинского опыта для подготовки военных и полицейских...
— Мы приветствуем усилия всех стран, направленные на подготовку наших сил безопасности и армии. Мы на самом деле в этом нуждаемся. И действительно, эту позицию выражали все иракские чиновники.
— Господин посол, хотелось бы услышать вашу оценку состояния сотрудничества между нашими странами. Отразился ли на нем мировой финансовый кризис?
— Во время всех моих встреч с высокопоставленными представителями украинской стороны и моих визитов в ряд украинских областей я всегда призывал украинские компании к сотрудничеству с Ираком, к расширению их вклада в развитие моей страны и обеспечение потребностей иракского рынка. Сейчас Ирак переживает реконструкцию, нам необходимо расширение нашей внутренней инфраструктуры, и мы выполняем множество проектов в разнообразных сферах и отраслях. И поэтому нам нужно участие украинских компаний во всех этих проектах.
А что касается торгового оборота между нашими странами, то, как мне известно, он вырос в 2009 году на 136% по сравнению с прошлым годом. Действительно, мировой кризис повлиял на большинство стран мира, но это не касается Ирака, который продолжал экспортировать свою нефть, развивать свои проекты. Экспорт иракской нефти — одна из главных статей дохода в национальном бюджете. И процент от этого дохода увеличивался, невзирая на кризис.
— Чего ждет Ирак от нового украинского правительства?
— У меня очень оптимистичные ожидания относительно того, что в ближайшие годы отношения между Украиной и Ираком будут крепнуть и развиваться. Я хотел бы заметить, что в 2004 году нынешний украинский Президент Виктор Янукович побывал с визитом в моей стране тогда еще в качестве премьер-министра. Мне кажется, что этот визит будет способствовать развитию двусторонних отношений. Что касается иракской стороны, то Багдад имеет намерение и готовность сотрудничать с Украиной. А, как вам известно, торгово-экономическая составляющая любых отношений способствует развитию и политических отношений.
— Господин посол, в одной из статей The New Republic дается анализ послевыборной ситуации в вашей стране и высказывается предположение, что из двух кандидатов Аллави и Аль-Малики первый может быть лучше для администрации Обамы. Заканчивается статья тем, что Ирак, к сожалению, является «несчастливым местом». Как вы можете это прокомментировать?
— Я считаю, что Ирак заслуживает те национальные богатства, которыми он обладает, а также то древнее культурное цивилизационное наследие, которое принадлежит ему. Иракский народ прилагает все усилия, чтобы построить стабильную, красивую, процветающую страну. Недавно мы приобрели и демократический опыт. И я хотел бы заметить, что поддержку демократическому процессу Ирака оказывают многие страны мира. Также мировое сообщество очень положительно оценило последние выборы в Ираке.
Хотел бы подчеркнуть, что Ирак будет следовать своему демократическому пути. Иракский народ пришел на избирательные участки, чтобы избрать своих правителей. И это очень хорошо и демократично. Мы не сломаемся. Нам уже не страшны никакие военные перевороты и прекращения демократического процесса. Мы этого не боимся и потому стремимся строить новую демократическую страну. У нас хорошие природные ресурсы, большие залежи нефти и природного газа. И самое главное — у нас есть опыт. Принимая во внимание все вышеперечисленное, мою страну ждет светлое и процветающее будущее.