Тема аверсного использования нефтепровода «Одесса—Броды» и достройки трубопровода до Плоцка обсуждается постоянно как на уровне двухсторонних отношений между Польшей и Украиной, так и на энергетических саммитах. Не стал исключением VІ Энергетический саммит, который вчера завершился в Баку. Напомним, что сейчас нефтепровод используется для перекачки российской нефти из Брод до Одессы, поскольку пока никто не закупает азербайджанской нефти, благодаря чему нефтепровод мог бы использоваться в прямом или аверсном направлении.
Президент Украины Виктор Ющенко уже принимал указ о том, чтобы нефтепровод был переключен на аверсный режим, на что правительство отвечало — дайте азербайджанскую нефть. По словам Президента, проблема аверса нефтепровода «Одесса—Броды» — это чисто политическая проблема, которая возникла после «визита премьер-министра в одну соседнюю страну в конце лета». В Баку глава Украинского государства заявил, что в конце первого полугодия 2009 года Азербайджан сможет предоставить тот объем каспийской нефти, а в Украины будет премьер, который сможет реализовать аверсный проект нефтепровода «Одесса—Броды». «Убежден, тогда в конце первого полугодия у нас будет то правительство, которое сможет реализовать здоровую политику, которая отвечает национальным интересам», — цитирует Интерфакс слова Ющенко.
Тем временем, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что у проекта нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск «хороший потенциал». При этом он сообщил, что на сегодня ежегодная добыча нефти в Азербайджане составляет 50 млн. т. Азербайджан готов увеличить добычу, но для этого нужно построить новые мощности по транспортировке нефти. Говоря о добыче газа, И. Алиев заявил, что в Азербайджане запасов газа хватит на 100 лет для внутреннего и внешнего потребления.
Если Азербайджан демонстрирует готовность реально участвовать в проекте, то этого нельзя сказать об других заинтересованных лицах в этом проект. По словам Ющенко, полное технико-экономическое обоснование проекта нефтепровода «Одесса—Броды—Плоцк» будет презентовано в декабре 2008 г. Среди позитивных сдвигов он назвал создание СП «Сарматия» и межгосударственной рабочей группы по вопросам Каспийско—Черноморско—Балтийского энерготранзитного пространства, которые были приняты по результатам киевского саммита.
В то же время украинский президент говорит о необходимости защитить проект от политических влияний и необходимости создать функциональные и международные механизмы для практической реализации проектов.
Он также отметил важность проведения нынешнего Энергетического саммита в Кавказском регионе, где несколько месяцев назад были военные действия. «Мы демонстрируем общую политическую волю и хотим задекларировать, что инициатива формирования надежного энергетического пространства от Каспийского, Черного и до Балтийского морей не является фантазией. Мы преданы, и мы даем солидарную поддержку тем странам, которые находятся в этом регионе», — сказал он.
Особо Президент Украины отметил важность поддержки проекта создания единого энерготранзитного пространства со стороны Европейского Союза и США. «Для нас очень важно, чтобы круг партнеров в реализации этого проекта с каждым саммитом только увеличивался», — подчеркнул В. Ющенко. По его мнению, для реализации проекта «Одесса—Броды—Плоцк» необходимо четко определить политическую и бизнес поддержка США.
В свою очередь президент Литвы Валдас Адамкус заявил о целесообразности назначить специальное представительство Евросоюза для разработки проекта «Одесса—Броды—Плоцк». Он также выразил надежду, что председательство Чехии в ЕС будет способствовать этому проекту.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ Центра «НОМОС», Киев:
— Еще с 2006 года существует протокол, подписанный с государственной азербайджанской компанией и Укртранснефтью, где зафиксирована готовность азербайджанской компании поставлять пять миллионов тонн нефти ежегодно. Другое дело, чем два года занималась украинская сторона. Что касается направления на Плоцк, то проблема состоит в том, что здесь польская сторона должна для себя наконец определиться. Ведь еще в 2003 году был подписан протокол с польской компанией Орлен, в котором была зафиксирована готовность брать нефть. А польская сторона все время говорила о доработке. Кроме того, у них, как у нас, постоянно происходит кадровая чехарда. Я думаю, что решение должна принимать Польша. Тем более, что Европейская комиссия еще два года назад сказала, что готова предоставить соответствующее финансирование для Польши как члена Евросоюза. Поэтому здесь от Украины зависит не столь много, как от принятия стратегического решения польской стороной. И на достройку нефтепровода от Брод в Плоцк необходимо два года, а с учетом подготовительных работ на это уйдет три года.
Что касается привлечения США, могу сказать, что американские компании были весьма активны, начиная с 2002 по 2004 годы. Перед тем, как украинское правительство Виктора Януковича приняло решение о реверсном использовании нефтепровода. Сейчас, на мой взгляд, то окно возможностей, которое было в те годы, закрылось. Например, компания «Шеврон» сейчас активно занята в Казахстане и ее интересуют другие вопросы. А политическая поддержка проекта Одесса—Броды—Плоцк всегда была со стороны правительства США. Другое дело, что американские компании, загруженные участием в российских проектах, являются не столько проводниками, сколько тормозными элементами американской энергетической политики.
Идея привлечения специального представителя ЕС для проекта Одесса—Броды—Плоцк неплоха. Но я должен напомнить, что именно для этого проекта в 2003 году была создана трехсторонняя общая рабочая группа: Украина—Польша—Европейская комиссия, которая два года не собиралась. Поэтому здесь инструментарий есть. Его просто нужно реанимировать, прежде чем заводить новый.
Что касается отношений между президентом и премьером относительно этого проекта, то это напоминает ситуацию, когда Иван кивает на Петра, а Петр — на Ивана. Здесь нельзя сказать, что все зависит от премьер-министра. Или зависит от президента и государственной компании Укратранснефть, которая в условиях распрей на линии премьер—президент практически ничего не сделала для того, чтобы перейти к аверсному использованию нефтепровода. Эта компания даже не начала техническую процедуру, не закупила технологическую нефть.
Здесь можно кивать друг на друга. Но суть не в том. Для наших партнеров за границей есть Украина, не срабатывающая как элемент ею же предложенного каспийско—черноморско—балтийского пространства. Собственно говоря, наших партнеров — что в Азербайджане, что в Польше или в Европейской комиссии — мало интересует, кто что не сделал: премьер или президент. Для них Украина не сделала. Здесь президенту стоит не указывать пальчиком, а принимать меры, чтобы не краснеть на очередных саммитах перед своими партнерами.