При обсуждении темпов и последствий вывода войск из Ирака вступающей в должность администрации Барака Обамы следует проанализировать стратегическое воздействие, оказанное другими отступлениями Америки в последние десятилетия XX столетия. Несмотря на существенные различия в характере участия Америки в боевых действиях в Ливане, Сомали, Вьетнаме и Камбодже, история показывает, что, несмотря на сиюминутный ущерб, нанесенный ее репутации, вывод войск из этих стран в конечном итоге послужил Америке на пользу. Во всех этих случаях вывод американских войск сопровождался установлением некоего подобия региональной стабильности, хотя и за счет значительной потери жизней. Бывшие противники Америки оказывались поглощены объединением или разделением власти, терпели внутреннее поражение или вступали в конфликт с соседними государствами. В конечном итоге коренные интересы Америки оказывались превалирующими. Имеющиеся на сегодняшний день исторические свидетельства показывают, что эта схема может повториться и после выхода США из Месопотамии и предоставления Ираку возможности самостоятельно определять свою судьбу.
Из этих четырех отступлений, возможно, вмешательство Америки в Ливане в 1982— 1984 гг. наиболее точно соответствует сегодняшней ситуации в Ираке. Ливан — страна, раздираемая межрелигиозными конфликтами с 1975 года, — оказался полем сражения еще более сложного набора соперничающих сторон, чем тот, который действует в сегодняшнем Ираке.
В эту борьбу вступили США и западные союзники. Их целью было создание военного амортизатора между Организацией Освобождения Палестины и войсками Израиля, в то время сражавшимися в Бейруте, для того, чтобы принудить обе стороны к отступлению. Побоища в палестинских лагерях беженцев спровоцировали новую операцию по «восстановлению сильного и централизованного правительства», цитируя президента Рональда Рейгана, в Ливане. Однако в результате интервенции войска США просто превратились в очередную мишень. Ситуация достигла своего апогея в 1983 г., когда при бомбардировке казарм морской пехоты США погиб 241 американских солдат. Спустя два дня похожая атака террористов-смертников унесла жизни 58-ми французских солдат.
В феврале 1984 г., оказавшись перед лицом серьезного риска, Рейган согласился с рекомендацией вице-президента Буша по выходу из Ливана. Однако вывод всех западных сил не положил конца столкновениям. Гражданская война продолжалась еще шесть лет с проблематичными политическими последствиями: интервенция и (двадцатью годами позже) вытеснение Сирии; по мере того, как ливанцы определяли собственную судьбу, влияние США ограничивалось косвенным воздействием.
В 1992 г. сирены сомалийского политического кризиса заманили США в другую гражданскую войну в попытке спасти страну от себя самой. Гуманитарная миссия в эту отсталую страну имела целью спасти провалившийся проект ООН по обеспечению пострадавшего населения Сомали безопасностью и продовольствием.
Двадцать восемь тысяч американских cолдат на короткое время восстановили минимальную безопасность. Однако плохо оснащенные и неправильно организованные силы ООН, которые должны были сменить присутствие Америки, поставили прямо под удар оставшиеся силы США при попытке привлечь к правосудию сомалийского военного диктатора, ответственного за смерть миротворцев из Пакистана. Кровавая баня, в которой оказались американские солдаты, представила собой картину, переварить которую американская общественность оказалась не в силах. Это привело к выводу американских войск и впоследствии — сил ООН.
По мере того, как в результате этих военных отступлений нарастали беспорядки, находящиеся вне пределов страны войска США отслеживали и останавливали джихадистов, стремившихся проникнуть в Сомали, в то время как Кения и Эфиопия блокировали распространение беспорядков по целому региону. С захватом в 2006 г. столицы Сомали Могадишо силами Исламских судов, над Сомали повис призрак джихадского государства. Однако вскоре стало ясно, что риск может быть взаимным. После вмешательства Эфиопии джихадисты оказались вне власти.
Сегодня Сомали остается дисфункциональным государством, в то время как враждующие кланы — джихадисты и временное правительство при поддержке Эфиопии продолжают борьбу за власть. США, вышедшее из рискованной ситуации, осуществляет ограниченное воздействие на расстоянии.
Ливан и Сомали остаются, соответственно, ущербным и недееспособным государствами. В то же время благодаря региональным и внутренним факторам на последствия выхода войск Америки из Вьетнама и Юго-Восточной Азии легло клеймо позора. Сегодня в результате этих событий миру представлен стабильный регион. Однако для Америки все выглядело совершенно иначе в 1960 г., когда призраки Мюнхена витали над вьетнамскими джунглями.
Как и президент Джордж Буш, выступавший в защиту войны в Ираке, президент Линдон Джонсон предсказывал, что поражение во Вьетнаме «повторится в другой стране, а затем в следующей». Но Джонсон не предвидел внутренних и региональных ограничений, не позволивших костяшкам домино упасть в соответствии с его предсказаниями.
Несмотря на то, что США проводило усиленную бомбардировку Северо-Восточной Камбоджи на протяжении всей войны во Вьетнаме, на проведение военных действий непосредственно на ее территории они не решились. Все еще действуя в условиях ограничений, наложенных Конгрессом, администрация Никсона предприняла попытку поддержать военное правительство Камбоджи. Но несмотря на скромную материальную поддержку, США не смогли помогать правительству, которое было не в состоянии поддержать себя само.
Действие эффекта домино после выхода военных сил США из Сайгона в 1975 г. скорее свелось к последовавшей войне между Вьетнамом и Камбоджей. Это, в свою очередь, подвигло Китай на неудачную попытку интервенции в Северный Вьетнам. Отступление всех этих армий вторжения на признанные международные границы продемонстрировало, что в регионе преобладали националистские силы, а не коммунистическая солидарность.
Ни одно из этих американских отступлений не обошлось без последствий. Однако, несмотря на то, что репутация США пострадала в глазах всего мира, предполагаемые выгоды, которые из этого могли извлечь противники Америки, оказались иллюзорными.
Отступление Америки из Месопотамии также возложит ответственность за решение проблемы на плечи Ирака и других стран региона, предоставив силам США оказывать содействие в тех случаях, где это окажется необходимо. История показывает, что шаг за шагом Ирак, подобно Вьетнаму и Ливану, окажется способным решить собственные проблемы.
Беннет РАМБЕРГ — бывший член Управления по политико-военным отношениям госдепартамента США при президенте Джордже Буше-старшем.