Председатель комитета по делам Европейского Союза Бундестага — нижней палаты немецкого парламента — Гюнтер Крихбаум часто посещает Украину. Понятно, что он может дать оценку евроинтеграционным стремлениям Украины и поделиться тем, какую проводит политику относительно ЕС и Украины немецкий парламент. Каким образом разрабатывается немецкая восточная политика? Какой должна быть немецкая политика в отношении Украины, а также политика Германии и ЕС относительно России? Когда можно ждать нового расширения ЕС, и повлечет ли новое расширение к изменению условий принятия новых стран-членов? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью председателя комитета по делам Европейского Союза Бундестага Гюнтера КРИХБАУМА.
— Какую роль играет комитет по делам Европейского Союза Бундестага в выработке политики федерального правительства относительно ЕС?
— Мы видим свою роль в том, чтобы дать толчок немецкой европейской политике. Во время каждого заседания комитета по вопросам ЕС мы обсуждаем с министрами и государственными секретарями актуальные темы и также осуществляем, в первую очередь, наши контрольные функции в вопросах европейской политики в отношении федерального правительства.
— Каковы, на ваш взгляд, результаты недавнего неформального саммита Европейского Союза в Лиссабоне, во время которого было достигнуто соглашение относительно «договора реформирования»? Можно ли действительно исходить из того, что Европу ожидает «светлое будущее», или могут возникнуть проблемы с ратификацией этого договора?
— Благодаря Лиссабонскому договору, Европейский Союз, наконец, получит новую договорную базу, которая обеспечит обществу возврат своей дееспособности как изнутри, так и внешне. За последние два года в ЕС было принято 12 новых стран-членов, но мы до сих пор все еще работали по правилам ЕС, в котором было 15 членов. Теперь мы получим четкое разграничение полномочий между Брюсселем и странами-членами, Совет Европейского Союза будет принимать больше решений по квалифицированному большинству, расширится право участия в процессе принятия решений со стороны Европейского парламента и национальных парламентов. Таким образом, решения станут более демократическими и прозрачными. Поэтому этот договор является большим успехом, и он был достигнут, в первую очередь, также благодаря немецкому председательству в Совете ЕС в первой половине 2007 года.
— Когда можно ждать нового расширения ЕС, и повлечет ли новое расширение к изменению условий принятия новых стран- членов? Будет ли ваша страна поддерживать вступление в ЕС Турции, переговорный процесс о вступлении которой начался в конце 2005 года?
— Известно, что Хорватия, по всей вероятности, станет следующим государством, которое будет принято в Европейский Союз. Дата вступления, 1 января 2009 года, которую так ждали наши хорватские друзья, не может быть соблюдена, так что дата вступления будет перенесена на один, или даже на два года. Переговоры с Турцией будут проводиться честно, но их результаты неизвестны. Это значит, что в случае, если Турция не выполнит условий, эти переговоры могут закончиться привилегированным партнерством. Вряд ли можно рассчитывать на то, что эти переговоры закончатся раньше, чем через 10—15 лет.
— Каким образом разрабатывается немецкая восточная политика?
— Нашей целью должно стать еще большее приближение к ЕС тех европейских стран, которые в ближайшем будущем еще не смогут стать членами ЕС. Для этого нужно сначала постепенно подвести эти страны к стандартам ЕС, перед тем как на этапе, который предшествует непосредственному процессу вступления, можно будет заключить Соглашение о стабилизации и ассоциации. Но для Украины этот вопрос в данный момент еще не ставится. При этом не нужно забывать, что важным шагом для углубления сотрудничества является также и Усиленное соглашение (Enhanced Agreement), которое вступает в действие в будущем году. Я рассчитываю на то, что от этого Соглашения поступит много позитивных импульсов для развития страны.
— Господин Крихбаум, какой вы видите немецкую политику в отношении Украины?
— Германия очень заинтересована в расширении экономического сотрудничества с Украиной. К сожалению, у нас часто не замечали, какого большого прогресса смогла достичь Украина в течение последних лет в развитии экономики. Но важно не прекращать прилагать усилия в направлении реформ. Также нужно не забывать, что для построения экономического сотрудничества очень важны стабильные политические отношения в Украине.
В будущем году в Украине должны состояться важные события: должны вступить в действие, с одной стороны, новое Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии и, с другой стороны, Усиленное соглашение (Enhanced Agreement). А в середине 2008 года состоится вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Следствием этого будет стремление присоединиться к расширенной зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое поддерживает также и немецкая сторона.
— Какой, по вашему мнению, должна быть политика ЕС по отношению к России?
— Мы с тревогой наблюдаем за тем, как энергетическая политика используется Россией в качестве рычага политического влияния. Здесь, наверное, еще нужно многое сделать внутри России, чтобы перейти от политики поставки энергии к стратегической экономической политике.
Россия будет оставаться стратегическим партнером ЕС, поэтому нам нужно найти решение для существующих проблем. Но я не скрываю того, что, например, недавние действия России, что касается прав полетов над своей территорией для грузовых самолетов авиакомпании «Люфтганза», вызвали сомнения в надежности России. Это заставляет нас задуматься над тем, на самом ли деле эта страна уже готова к вступлению в ВТО.