Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пакистанское дежа вю

4 ноября, 2005 - 19:37
ФОТО РЕЙТЕР

Вместе с группой профессоров, сотрудников и студентов своего университета в Исламабаде я совершил поездку в Балакот, находящийся недалеко от эпицентра кашмирского землетрясения. Этот горный городок, расположенный на берегах реки Кунхар, был полностью разрушен. Если и существуют планы очистить развалины в городе и вокруг него, то никому о них ничего не известно. Но жители Балакота относятся к этому спокойно — у всех на лицах защитные маски.

Есть и хорошие новости. Мы были всего лишь одной из многочисленных групп простых граждан, поспешивших в пострадавшие районы после того, как стали известны масштабы бедствия, вызванного землетрясением. По дороге из Мансехра в Балакот, наконец-то расчищенной огромными армейскими бульдозерами, сегодня тянется цепь грузовиков, нагруженных продовольствием и вещами, направляемыми в пострадавшие районы со всей страны. Это один из редких случаев, когда пакистанский народ чувствует и действует, как единая нация. Даже вооруженные бандиты, подстерегающие грузовики с помощью (что делает необходимым присутствие вдоль транспортных путей солдат с автоматами на расстоянии каждых нескольких сотен ярдов), не могут испортить этот момент.

Исламские группы со всей страны также прибыли в пострадавшие районы. Некоторые привозят с собой помощь, другие просто выступают с речами перед людьми, потерявшими свои дома и близких, заявляя, что их грехи навлекли эту катастрофу. Похоже, никто не в состоянии объяснить, почему Божий гнев был особенно направлен на мечети, медресе и школы, большое количество которых было разрушено землетрясением. Никто не говорит, почему тысячи правоверных были заживо погребены в этот священный месяц поста.

Помощь со всего мира поступает в пострадавшие районы, и США также присутствуют на месте катастрофы. Вертолеты «Чинук», переключившись с борьбы с «Аль-Каидой» в Афганистане, летают сегодня над «сердцем» джихада и военными тренировочными лагерями в Мансехра для того, чтобы доставить палатки и продовольствие в труднодоступные районы. Временно превратившись в птиц мира, а не войны, они делают гораздо больше для того, чтобы успокоить разгневанных исламистов, чем глянцевые стопки пропагандистской литературы, распространяемой информационными службами США в Пакистане.

Их видимость делает вертолеты, доставляющие помощь пострадавшим, великолепной пропагандой. Несомненно, именно поэтому пакистанское правительство не приняло предложение Индии послать вертолеты для оказания помощи внутри и вокруг Музафарабада — разрушенной столицы пакистанского Кашмира. К несчастью, несмотря на громкий мирный процесс, Пакистан отказывает в визах мирным индийским группам и активистам, стремящимся оказать помощь пострадавшим от землетрясения Еще не поздно открыть эту дверь и позволить пакистанцам, индийцам и кашмирцам помочь друг другу.

Проблем очень много. Поступающей помощи недостаточно. Не хватает палаток, одеял и теплой одежды. Появились сотни палаточных городков, но тысячи семей остаются под открытым небом, незащищенными от дождя и града и со страхом в сердцах. Эти семьи потеряли все, кроме лохмотьев, покрывающих их тела. Некоторые даже потеряли землю, которая кормила их на протяжении многих поколений — почва просто оползла, оставив только скалистую поверхность и развалины строений.

Самое худшее то, что помощь не доходит до наиболее пострадавших. В горах разбросаны сотни разрушенных сел. Были совершены попытки сбросить помощь с вертолетов, поскольку в большинстве случаев посадка невозможна. Но мы слышали, что они часто промахиваются, и помощь оказывается за тысячи футов от места назначения или же пропадает в лесах. Распределение помощи происходит непродуманно, стихийно и несогласованно. Мы видели собственными глазами, как пакеты с продовольствием и одеждой сбрасывают с грузовиков, вызывая беспорядки. Сильные и энергичные процветают, слабым остается лишь пассивно наблюдать.

Время идет. Через два месяца в горах выпадет первый снег, и температура опустится ниже нуля. Миллионы людей остались без жилья. Оставшиеся без крова погибнут. Палатки их не спасут.

У меня лично возникает ощущение «дежа вю». Почти 31 год тому назад 25 декабря 1974 года мощное землетрясение сравняло с землей города вдоль Каракорумского шоссе, унеся жизни около десяти тысяч человек. Тогда я вместе с университетской группой отправился в те же горы с той же целью помочь пострадавшим. Премьер-министр Зульфикар Али Бхутто обратился со страстной просьбой о помощи к международному сообществу, совершил символический полет в разрушенный город Бешам и затем сделал фантастические обещания помощи и реабилитации.

Сотни миллионов долларов, полученные в качестве помощи из-за границы, таинственно исчезли. Некоторые хорошо информированные люди полагают, что эти фонды были использованы для начала секретной ядерной программы Пакистана.

Окажется ли сегодняшнее правительство лучше? Это произойдет, если граждане организуются, чтобы сыграть более непосредственную роль в программах помощи и реабилитации. Представители гражданского общества должны сегодня заявить о себе. Они должны потребовать учета их мнения в планировании и осуществлении программ реконструкции и, вместе с международными донорами, настоять на прозрачности и общественном контроле над использованием средств, выделенных на помощь пострадавшим от землетрясения.

Первез Худбхой — активист демократических движений Пакистана, преподаватель физики Университета Квад-и- Азам (Исламабад).

Первез ХУДБХОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ