Умер Сергей Адамович Ковалев – знаковая фигура для советского и российского правозащитного движения. Умер смертью праведника – во сне, ранним утром 9 августа. Сергею Адамовичу был 91 год. В советское время он начинал как ученый, делал довольно успешную карьеру, был заведующим отделом лаборатории математических методов в биологии межфакультетской лаборатории МГУ. Все изменилось, когда Ковалев в 1966 году организовал в Институте биофизики Академии наук СССР сбор подписей под обращением в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, приговоренных к тюремному заключению за публикацию своих произведений на Западе. А с 1968 года он стал активно участвовать в правозащитном движении. В мае 1969 года Ковалев вошел в состав первой инициативной группы защиты прав человека в СССР, после чего его вынудили уйти из МГУ. С 1971 года Сергей Адамович – один из ведущих участников издания «Хроники текущих событий» — машинописного информационного бюллетеня советских правозащитников. 28 декабря 1974 года Ковалев, к тому времени – фактический главный редактор «Хроники», был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и пропаганде". Ему инкриминировали участие в издании "Хроники текущих событий", а также распространение книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". За эти антигосударственные преступления, по тогдашним советским законам, отказавшийся сотрудничать со следствием и никого не выдавший Ковалев получил по максимуму – 7 лет лагерей, 3 года ссылки на Колыме и еще 3 года запрета жить в Москве и других крупных городах, что вынудило Сергея Адамовича после освобождения поселиться в Калинине (нынешней Твери), где он работал сторожем.
В лагере в 1977 году Ковалев получил 6 месяцев штрафного изолятора за обращение к Белградскому совещанию стран ОБСЕ, где говорилось: «Западный мир стоит перед выбором, от которого нельзя отказаться: либо давить на Советский Союз, чтобы он выполнял требования Хельсинкского соглашения о соблюдении прав человека, либо забыть, что такое соглашение существует». Сейчас Запад стоит перед тем же выбором по отношению к путинской России. Будучи уроженцем города Середина-Буда Сумской области Украины, Ковалев поддерживал тесные связи с украинскими правозащитниками. После ареста в конце 1977 года члена Украинской группы "Хельсинки" Левко Лукьяненко Сергей Адамович, который в то время находился в лагере «Пермь 36», вместе с другими политзаключенными направил обращение в защиту Лукьяненко в Верховные советы и прокуратуры СССР и УССР.
В годы перестройки Ковалев вернулся в Москву. Здесь он стал одним из создателей пресс-клуба "Гласность", на основе которого позднее была воссоздана Московская Хельсинкская группа. Ковалев также участвовал в учредительном съезде историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" и стал его сопредседателем. В декабре 1989 года по рекомендации академика Андрея Сахарова Ковалёв выдвинул свою кандидатуру и на выборах в марте 1990 года был избран народным депутатом РСФСР от блока "Демократическая Россия" по Чертановскому территориальному округу №58 Москвы, а затем был депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1993-2003 годах Сергей Адамович был депутатом Государственной Думы России. Он был одним из авторов Декларации прав человека и гражданина, принятой в январе 1991 года, и второй главы действующей российской Конституции, где речь идет о правах и свободах граждан (последними путинскими поправками суть этой главы была полностью выхолощена). В 1993-1995 годах Ковалев являлся первым российским уполномоченным по правам человека, а в 1994-1996 годах - председателем Комиссии по правам человека при президенте России Борисе Ельцине. В этом качестве он немало сделал для освобождения пленных в Чечне и эвакуации русского населения Грозного, а также освобождения заложников в Буденновске. 23 января 1996 года Ковалев ушел с поста председателя Комиссии по правам человека из-за несогласия с политикой властей, которые обвинил в отказе от демократических реформ. После этого он стал президентом Института прав человека, оставаясь на этом посту до конца жизни. Весьма показательно, что и «Мемориал», и Институт прав человека ныне объявлены российскими властями «иностранными агентами». Сергей Адамович был категорическим противником обеих чеченских войн и российского вторжения в Грузию в августе 2008 года. В 2006 году он вступил в партию «Яблоко» и до 2019 года был членом ее Политсовета. Но его позиция по Крыму и российской агрессии в Донбассе была более радикальной, чем у Григория Явлинского. В ноябре 2016 года, выступая на Втором Крымском форуме во Львове, Ковалев прямо заявил: ««Россия тянет за собой многое в мире. Необходимо понять, что это опасно, что Россия это угроза всему миру. Аннексия Крыма заведомо была решена двумя простыми соображениями, которые невозможно скрыть, а почему не взять то, что силой можно отобрать. А ещё этот шаг преследует цель ‒ не пустить Украину в Европу. Крымская авантюра России отличается наглостью, масштабностью, неожиданностью. Но это не новая для России стратегия, она начинается с 1917 года и до 2014, и конца, и края ей не видно».
В марте 2020 года, размышляя о том, что среди тех, кто поддерживает Путина, «довольно много представителей творческой элиты, людей грамотных, неглупых, имеющих жизненный опыт и понимающих, что они делают, становясь доверенными лицами господина Путина или критикуя Украину за ее "фашистских жидобандеровцев"», Сергей Адамович признался: «Для меня трагедия страны началась осенью 1999-го или в начале 2000 года, когда Путин становился президентом. Из публичных фигур я могу на пальцах одной руки пересчитать тех, кто тогда сказал: "Что вы делаете?! Нельзя подполковника КГБ делать президентом страны! Это то же самое, если бы в Германии канцлером стал офицер гестапо или Штази"». Сергея Адамовича считали совестью российского правозащитного движения. До последних дней Ковалев активно выступал против политики Владимира Путина. Последний раз он был задержан полицией в марте этого года на акции протеста против ареста Алексея Навального. О России же Ковалев высказывался предельно жестко: «Каждый народ заслуживает той власти, какую он имеет. Особенно заслуживают этой власти интеллектуалы этого народа. Вот почему я считаю, что выход России из сложившейся жесточайшей ситуации есть единственный, я бы назвал его бунт интеллектуалов». Сергей Адамович и был таким вечно бунтующим интеллектуалом. Жаль, до бунта российских интеллектуалов он так и не дожил. Вечная ему память!