Отношения Китая и США в последнее время существенно обострились. В том числе в оборонной сфере и в вопросах безопасности.
Китай заявляет претензии на практически всю акваторию Южно-Китайского моря (ЮКМ) и концентрирует силы на своем берегу Тайваньского пролива.
Со своей стороны США и Великобритания направили в упомянутые регионы свои авианосные ударные группы (АУГ) для выполнения Freedom of navigation operation (FONOP) — Операции по поддержке свободного судоходства и для демонстрации флага.
В ответ китайская военная авиация постоянно совершала облет воздушных границ Тайваня. В отдельные моменты в воздухе находилось 25 самолетов. На китайском берегу пролива отмечалось передвижение войск и техники. Все это сопровождалось в Китае, пропагандистскими угрозами и довольно двусмысленными заявлениями официальных лиц в Пекине.
В какой-то момент в Вашингтоне серьезно забеспокоились. Хотя у США и Китайской республики (на Тайване) имеются соответствующие договорные связи, но есть и определенные юридические нормы (в США их всегда соблюдают), несколько затягивающие процесс помощи Тайваню в экстренном случае.
В американском законе 1979 года о военных полномочиях четко прописаны условия, когда президент сам решает вопрос о применении вооруженных сил без консультаций и соответствующей резолюции конгресса. Там обозначены три условия и Тайвань под них не попадает, поэтому американский президент не может самостоятельно принять решение об отправке войск для защиты острова.
Вот почему в феврале текущего года республиканцы и демократы внесли в конгресс законопроект «О предотвращении вторжения на Тайвань». Его главная цель — предоставить президенту полномочия действовать на опережение. В частности, принять решение о развертывании американских войск и соответствующей инфраструктуры в случае реальной угрозы нападения китайских войск на Тайвань.
Защита Тайваня, как и Украины, пользуется безусловной поддержкой как демократов, так и республиканцев, поэтому проблем с принятием законопроекта не предвидится.
Добавим к этому протекционистские и запретительные меры американских администраций, которые нанесли ощутимые удары по взаимной торговле и в целом по китайской экономике.
Надо сказать, что буквально в последние недели ситуация в экономическом и финансовых секторах Китая оказалась очень напряженной, а в сфере строительства и торговли недвижимостью близкой к коллапсу.
В Китае не принято открыто говорить о трудностях, но иногда об этом пишут специализированные издания, рассчитанные на ограниченный круг специалистов. Однако ситуация оказалась столь сложной, что вышла в информационное пространство. Настолько, что об этом говорилось на только что прошедшем 6-ом пленуме ЦК КПК. Его повестка была посвящена вопросам истории и утверждению единоличного лидерства товарища Си Цзиньпина в партии и государстве, тем не менее, о трудностях упомянул сам председатель и ряд выступающих.
Есть все основания полагать, что разрастание проблем в экономике заставили китайское руководство несколько изменить политическую линию.
Еще в 2018 году Си Цзиньпин сказал, что его цель — это возвращение Китаю отторгнутых от него территорий. Неважно когда это произошло. В официальных партийных документах говорится, что к 2049 году Тайвань будет возвращен под власть Пекина. Если понадобится, то силой.
И мятежный остров, по официальной терминологии Пекина, не единственная такая территория. Практически с каждой соседней страной у Китая территориальные проблемы. Большей или меньшей степени остроты.
Все это неизбежно вызвало беспокойство соседей ближних и дальних. Отсюда желание объединиться в блоки и союзы по примеру AUKUS из США, Великобритании и Австралии. Налицо дипломатическая и надвигающаяся торговая изоляция Китая. В какой-то момент в Пекине поняли, что зашли в политике шантажа и военных угроз слишком далеко и решили сделать некоторый поворот для отхода от конфронтации.
Именно этой цели послужили переговоры лидеров США и Китая, проходившие в режиме on-line и длившиеся три с половиной часа. Как писала американская пресса, они способствовали «смягчению тона» в двусторонних отношениях двух ведущих мировых держав. Как отметила газета The New York Times, «в холодных отношениях взаимного недоверия» предотвращение перспективы более широкого конфликта между двумя сверхдержавами «считается прогрессом». Белый дом охарактеризовал их как «уважительные, прямые и открытые».
Совместного заявления по окончании переговоров не было. Каждая из сторон выступила с пресс-релизом, в которых были подчеркнуты существующие разногласия. Как сказал один американский журналист, они представляют собой «каталоги взаимных обид, в которых мало места для компромиссов».
Джо Байден выразил обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в Синьцзяне (провинция, где проживают уйгуры и мусульмане), Гонконге и Тибете, а также по поводу «несправедливой торговой и экономической политики» Китая, наносящей ущерб американским рабочим.
Со своей стороны, Си Цзиньпин сказал, что поддержка Тайваня со стороны США — это «игра с огнем, в которой можно получить ожоги». «У нас есть терпение, и мы готовы проявить предельную искренность и приложить максимум усилий для достижения мирного объединения. Однако, если силы сепаратистов за независимость Тайваня спровоцируют и заставят нас действовать, мы будем вынуждены принять решительные меры».
Председатель Си призвал Соединенные Штаты не «политизировать» торгово-экономические отношения. По его мнению, Вашингтону следует прекратить «злоупотреблять» национальной безопасностью для подавления китайских компаний. Китайский лидер прямо предупредил, что мир рискует скатиться к новой холодной войне. «Участие в идеологическом размежевании, разделении лагерей, групповой конфронтации неизбежно приведет мир к катастрофе». Так он ответил на стратегию американской администрации по «объединению демократий против автократий».
Администрация Байдена назвала курс в отношении Китая «Ответственная конкуренция». Сохраняются проблемы в виде торговой войны. Байден недавно подписал закон, запрещающий лидерам китайской электронной промышленности, компаниям Huawei и ZTE работать в Соединенных Штатах. Тайвань и экспансия Китая в ЮКМ остаются острыми темами, но Си услышал, что Вашингтон не отказывается от концепции «одного Китая».
Москву должно насторожить два обстоятельства. Во-первых, разговор Си и Байдена состоялся, а Путин этого никак не может добиться. Это серьезный имиджевый удар, к чему российский президент очень чувствителен.
Во-вторых, в ходе разговора Россия, в отличие, например, от Ирана вообще не была упомянута. Как ни крути, но это существенное понижение статуса Москвы в международных делах. Хотя в своем выступлении на расширенной коллегии в российском МИД Путин раздавал похвалы отношениям с Китаем, на самом деле ситуация совсем иная. Пекин и Вашингтон откровенно пренебрегают Москвой.
США и Китай не отказываются от своих стратегических целей, но тактически сочли, что целесообразно находить определенный modus vivendi в двухсторонних отношениях.
С острожным оптимизмом даже небольшое смягчение напряженности можно рассматривать как успех. По крайней мере, до проведения 22 съезда КПК во второй половине будущего года никаких военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе не будет.