Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пересмотреть политику «перезагрузки» Обамы

27 октября, 2010 - 19:38

В марте 2009 года в Женеве госсекретарь США Хиллари Клинтон и российский министр иностранных дел Сергей Лавров нажали на «кнопку перезагрузки», пытаясь возобновить замороженные отношения между США и Россией. С тех пор администрация Обамы всячески приветствует эту «перезагрузку», называя ее большим достижением. Однако уступки США в новом договоре СНВ, ограничения в системе ПРО, а также политика невмешательства в дела Евразии позволили России проводить такой курс, который зачастую идет в ущерб американским интересам.

НОВЫЙ СНВ

По словам администрации, новый договор СНВ — это прямой результат «перезагрузки» американо-российских отношений. Администрация рассматривает документ как часть своей политики ядерного разоружения до «нулевого уровня», полагаясь на такие договоры, в рамках которых невозможно проверить выполнение положений о всестороннем запрете ядерного оружия.

Кроме того, новый договор ограничивает возможности США по разработке и развертыванию эффективных средств противоракетной обороны для защиты Соединенных Штатов и их союзников. Существуют опасения относительно несоответствия нового СНВ требованиям режима проверки. Возможность контроля выполнения договора низка, и в нем не учитывается тактический ядерный арсенал России численностью 3800 единиц. В дополнение к этому договор исключает из проверки межконтинентальные баллистические ракеты мобильного базирования и их пусковые установки, а также позволяет России обойти ограничения, накладываемые на эти системы.

«БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»

Россия также увеличивает свое присутствие и давление в Восточной Европе и Евразии. В результате российско-грузинской войны 2008 года Россия признала независимость сепаратистской Абхазии и Южной Осетии, развернула там пять военных баз, а также батареи С-300, обеспечивающие контроль над воздушным пространством большей части Грузии.

В Армении Россия недавно продлила до 2044 года аренду военной базы Гюмри и взяла на себя обязательство по защите армянских границ от Азербайджана и Турции. В недавно изданной российской книге о грузинской войне база в Гюмри названа районом сосредоточения для нанесения удара по грузинской столице Тбилиси. Российско-армянский договор превращает Россию в доминирующую силу на Южном Кавказе, в то время как США и НАТО не желают обеспечивать себе военное присутствие в этом регионе на долговременной основе. Данное соглашение аналогично договору о продлении аренды крупной военно-морской базы в украинском Севастополе, поскольку оно также исключает возможность будущего вступления этой страны в НАТО. Россия также сохраняет воинский контингент в Приднестровье на территории Молдовы.

Москва усиливает нападки на авторитарного белорусского лидера Александра Лукашенко, чтобы сменить его на более уступчивого и промосковского (но необязательно более демократичного) президента.

С целью дальнейшего усиления своего господства в Центральной Азии Москва провела мощную кампанию в СМИ Киргизстана, что позволило свергнуть президента Курманбека Бакиева. Эта мера была принята в отместку за его отказ ликвидировать американскую военно-воздушную базу в аэропорту Манас. Теперь Россия требует, чтобы ей позволили создать «антинаркотическую» военную базу в Оше, что в Ферганской долине, где летом 2010 года произошли жестокие столкновения.

Победа в Афганистане жизненно важна для национальных интересов США. А база Манас в Киргизии, являющаяся крупным дозаправочным и транспортным центром НАТО, незаменима для этих целей. Тем не менее США и Киргизия могут заключить такое соглашение, по которому ключевым поставщиком авиационного топлива для этой базы станет российский «Газпром».

Соединенные Штаты и страны Центральной Азии признают, что Россия и Китай будут обладать большим влиянием в центре Евразии. Однако они вместе заинтересованы в сдерживании роста влияния этих стран в регионе, а также в недопущении появления террористических и наркотических баз в Центральной Азии, особенно после 2011 года. Это должно стать частью всесторонней и долгосрочной стратегии. Однако администрация Обамы прилагает явно недостаточные усилия для обеспечения долговременного присутствия США в этом регионе.

«НИЧЕГО НЕ ВИЖУ» — ЭТО НЕ ПОЛИТИКА

Несмотря на заслуживающую одобрения поддержку санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН, Россия в августе заправила топливом иранский ядерный реактор в Бушере. Более того, Москва продолжает наращивать сотрудничество с поддерживающими терроризм режимами, такими как Сирия и Венесуэла. Президенты Уго Чавес и Дмитрий Медведев подписали соглашение о поставке Венесуэле ядерного реактора. Кроме того, Россия объявила о намерении обеспечить Венесуэлу возможностью для запуска спутников. Это технология двойного назначения, и пусковую площадку для спутников можно превратить в площадку для пуска баллистических ракет средней дальности.

В прошлом месяце российский министр обороны заявил, что Москва поставит в Сирию сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты П-800 «Яхонт», имеющие прямоточный реактивный двигатель. Эти ракеты представляют большую угрозу для 6-го флота США, действующего в Средиземноморье, а также для самого стойкого ближневосточного союзника Америки — Израиля. Наращивая продажи оружия и поддерживая связи с группировками ХАМАС и «Хизбалла», Россия пытается вернуться на Ближний Восток, используя неосоветскую тактику поставок вооружений и поддерживая радикалов.

Таким образом, Кремль воспользовался политикой Обамы с ее лозунгом «Ничего не вижу», чтобы осуществлять экспансию на постсоветском пространстве и налаживать сотрудничество с антизападными режимами. Россия также выдвинула в качестве приоритета экспансию в Арктике, настойчиво претендуя на обширные территории в Северном Ледовитом океане, превосходящие по площади Германию, Францию и Италию вместе взятые. Москва объявила, что Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья Евразии, расположен в ее территориальных водах. Она военной силой поддерживает свои претензии на эти воды, подав заявку в соответствии с Конвенцией по морскому праву.

ПЕРЕЗАГРУЖАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКУ

Администрация Обамы считает, что ей нужна мощная международная поддержка для осуществления военных кампаний в Афганистане и Ираке, а также для конфронтации с Ираном и Северной Кореей, а в отдаленной перспективе, возможно, и с Китаем. При этом Белый дом надеется, что ему удастся склонить Москву на свою сторону. Пока что его успехи в этом направлении минимальны.

Политика администрации Обамы в отношении России неизбежно приведет к мощному снижению американского влияния в Евразии и поставит под угрозу безопасность США, их друзей и союзников к востоку от Одера. Подвергать опасности союзников с одновременным усилением стратегических соперников — такая политика не соответствует интересам безопасности.

Новый договор СНВ необходимо заменить на альтернативный договор с Россией в области контроля вооружений. И этот договор должен быть основан на стратегии обороны и защиты. Соединенные Штаты должны создавать альянсы для сдерживания влияния геополитических соперников Америки, будь то великие державы или наднациональные силы, такие как радикальные и воинствующие исламистские движения.

Соединенные Штаты должны укреплять связи с прозападными силами по всей Евразии, способствуя развитию ответственного государственного управления, соблюдению прав личности и норм права, а также содействуя росту иностранных инвестиций. Конгресс добивается принятия санкций против тех, кто несет ответственность за убийство боровшегося с беззаконием адвоката Сергея Магнитского. США также должны добиваться суда над убийцами журналистки Анны Политковской и освобождения находящегося в заключении бизнесмена Михаила Ходорковского.

Вашингтон должен расширять военно-политическое сотрудничество со странами Центральной Азии, одновременно готовя почву для создания в центре Евразии новой среды безопасности. Ему следует добиваться развития экономических и военно-политических связей с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, включая обучение и поставки вооружений. Соединенные Штаты также должны активно помогать Киргизстану в вопросах экономики, военного дела, правопорядка и государственных реформ, не допуская того, чтобы Россия взяла в свои руки Манас.

На Кавказе США должны поставить современную оборонительную военную технику Грузии и Азербайджану, а также поддержать проект прокладки транскаспийских газопроводов с востока на запад. Пентагону следует изучить возможности для развертывания передовых военных баз в Грузии, Азербайджане и государствах Центральной Азии.

В северных широтах береговая охрана и военно-морские силы США должны наращивать американское морское присутствие, развивать сотрудничество с союзниками по НАТО и налаживать дипломатическое взаимодействие с Россией. Поскольку спрос на нефть и газ будет увеличиваться, Соединенным Штатам следует расширять картографические исследования и геологоразведку в Северном Ледовитом океане.

АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРЕСЫ — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Администрация Обамы должна признать, что «перезагрузка» в американо-российских отношениях происходит только в тех областях, где Россия четко видит свои национальные интересы (например, Афганистан) или где США предлагают выгодные условия (например, в бывших советских республиках).

Соединенные Штаты должны пересмотреть свою политику по отношению к России и постсоветским республикам, основываясь на реалистичной оценке российских намерений и действий, а также выдвинуть в качестве наивысшего приоритета американские национальные интересы.

Ариэль КОЭН — доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары, который является подразделением Института международных исследований при фонде Heritage Foundation.

Ариэль КОЭН. The Heritage Foundation, США, перевод ИноСМИ.ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ