Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Плохиш и Кибальчиш

7 февраля, 2002 - 00:00

Во всех событиях российской политической истории последних лет можно увидеть тень Гайдара. И не обязательно Егора — иногда и Аркадия. События после заседания совета директоров «Газпрома», которое должно было рассматривать вопрос о новых инвестициях РАО и новые маршруты транспортировки газа, напоминали знакомую каждому советскому человеку сказку о военной тайне, смелом и молчаливом Кибальчише и предателе Плохише с его десертами... Сразу после заседания член совета директоров «Газпрома», бывший вице-премьер Борис Федоров сообщил, что было решено отказаться от строительства так называемого «обходного» газопровода. Никуда не денешься: этой новости ждали с того момента, как новое руководство «Газпрома» во главе с путинским протеже Алексеем Миллером приняло решение о проверке инвестиционных возможностей компании. Ведь многим понятно, что идея подобного строительства торпедировалась бывшим «газовым королем» России Рэмом Вяхиревым в первую очередь для маскировки удивительных газпромовско-украинских отношений недавнего прошлого. Однако новому менеджменту нет никакого смысла расходовать деньги на эту акцию. Обходного газопровода не будет.

Однако признать этот факт довольно тяжело — особенно после недавнего праздничного визита президента Владимира Путина в Польшу, где российский гость почти уговорил хозяев согласиться на строительство и выглядел успешным лоббистом интересов «Газпрома». Ну зачем, зачем лоббировать то, что никому не нужно? Непонятно. И вот уже другой член совета директоров «Газпрома», вице-премьер Виктор Христенко сообщает, что вопрос об обходном газопроводе на совете директоров даже не обсуждался. То есть Федоров слышал, а Христенко недослышал, занят был.

Хотя, если вслушаться в слова нового Кибальчиша, все равно становится понятно, что обходного газопровода не будет. Потому что, хотя «любые проекты реализуются в рамках межправительственных соглашений, их финансовые составляющие реализуются за счет инвестиционных программ «Газпрома», что позволяет компании корректировать свои планы». И потому, что на заседании говорили обо всем: и о «Голубом потоке», и о газопроводе в Турцию, и о северном маршруте... А почему же не об обходном газопроводе, обходненький наш? Неинтересно?

Все-таки очевидно, что дискуссия вокруг газопровода продолжится. Дело не в том, что его не построят. Для российского руководства он давно уже приобрел сугубо политическое значение. И потому то, что для Бориса Федорова, в первую очередь, — экономическое решение, для Виктора Христенко — политическая капитуляция. Правительство, конечно же, не будет заставлять газовиков строить газопровод — на какие, извините, деньги? Однако оно должно оставить за собой возможность об этом газопроводе говорить. Конечно же, в Варшаве. Однако, в первую очередь, — в Киеве.

Виталий ПОРТНИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ