Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Победила дружба»

Германия ищет выход из политического тупика
19 сентября, 2005 - 20:24
...А АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ ПРИЗВАЛА КАНЦЛЕРА ПРИЗНАТЬ, ЧТО ЕГО ПАРТИЯ — НЕ САМАЯ СИЛЬНАЯ В СТРАНЕ / ГЕРХАРД ШРЕДЕР НАЗВАЛ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОИХ ОППОНЕНТОВ «КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ»...

Предполагал ли канцлер Германии Герхард Шредер, чем обернется его рискованная инициатива провести досрочные выборы? По официальным предварительным итогам, оппозиционный блок ХДС/ХСС опередил социал-демократов Шредера менее чем на один процент, получив 35,2% голосов против 34,3% у правящей партии. Этого недостаточно для формирования правительства, и теперь будущее Германии зависит от того, какие договоренности заключат между собой ведущие политические силы и партии «второго звена». Потенциальный партнер ХДС/ХСС — Партия свободных демократов —получила 10% голосов. Партия зеленых, входящая в нынешнюю правительственную коалицию, набрала около 8%. Почти столько же избирателей проголосовали за недавно созданную Левую партию.

Эксперты не исключают вероятности формирования так называемой большой коалиции — объединения ХДС/ХСС и Социал-демократической партии в одном правительстве. Ключевые различия во взглядах христианских демократов и социал-демократов касаются, в частности, внешней политики. Так, Герхард Шредер считает своей заслугой взвешенную позицию Германии, не поддержавшей войну в Ираке. Ангела Меркель находится в хороших отношениях с Джорджем Бушем, поэтому большинство экспертов прогнозируют изменение подходов Берлина к диалогу с Вашингтоном в случае ее канцлерства. Герхард Шредер поддерживает идею расширения ЕС, в своей кампании он апеллировал в том числе к сотням тысяч избирателей турецкого происхождения, которые получили гражданство Германии во время его правления. Блок ХДС/ХСС в данном вопросе — классические консерваторы. Они выступают против членства Турции, говорят об усталости ЕС от расширения. Ведущие представители христианских демократов говорили о поддержке демократических преобразований в Украине и о необходимости предоставить нам перспективу членства в Евросоюзе, но большинство экспертов считают, что возглавив правительство они не станут делать для Украины исключения из общего правила: «Хватит расширять ЕС». В случае, если правительство Германии возглавит Ангела Меркель, отношения канцлера с российским президентом Путиным уже никак нельзя будет назвать крепкой мужской дружбой. Но было бы наивным считать, что больший прагматизм российско- немецкого диалога принесет большие дивиденды Украине.

Стабильная и эффективная работа большой коалиции представляется сомнительной многим — но только не 36% участников опроса «Шпигеля», заявившим, что поддержат именно ее. За правительство ХДС/ХСС и свободных демократов высказались 29% опрошенных, за сохранение красно-зеленой правящей коалиции — всего лишь 19%.

Одной из причин веры многих немцев в возможность сотрудничества непримиримых оппонентов может быть то, что избиратели в Германии (впрочем, как и во многих других странах) обращают внимание не столько на нюансы политических программ, сколько на харизму отдельных политиков — а потому и поддерживают «мировую» между Герхардом Шредером и Ангелой Меркель. При 70% недовольных политикой СДПГ, 50% аудитории теледебатов между кандидатами на пост канцлера отдали предпочтение действующему главе правительства. Кстати, своего рода «взаимодействие» христианских демократов с социал-демократами уже началось: бывший президент компании «Сименс» Генрих фон Пиерер, работавший советником Шредера и бывший его партнером по теннису, перешел в советники к фрау Меркель.

Как и везде, предвыборные программы и высказывания немецких политиков совершенно необязательно будут полностью воплощены в их курсе после победы. Так, Ангела Меркель привлекла к своей кампании профессора (не путать с украинскими реалиями прошлого года) Кирхофа — сторонника радикальной налоговой реформы и перехода к единому подоходному налогу в 25%. В том, что реформировать систему необходимо, не сомневается никто, но идеи профессора кажутся невыполнимыми не только противникам Меркель, но и ее сподвижникам. Поэтому Кирхофа многие воспринимали не как будущего министра финансов, а как своего рода «звездного гостя» в предвыборной кампании ХДС/ХСС.

Сегодня же речь идет не о кандидатурах на конкретные посты, а о судьбе всего правительства. И Герхард Шредер, и Ангела Меркель поспешили объявить себя победителями. По мнению же эксперта Немецкого общества внешней политики Александера Рара, настоящими победителями оказались мелкие партии. Свободные демократы вышли на третье место в общем политическом рейтинге, успеха добилась и недавно созданная Левая партия. Популярность последней заслуживает особого внимания и заставляет некоторых вспомнить о «призраке коммунизма». Взбунтовавшихся активистов из партии Шредера возглавил бывший министр Оскар Лафонтен, они создали собственное движение, затем объединились с восточными немцами из посткоммунистической Партии демократического социализма — и теперь получат около 54 мест в парламенте. Отчасти ситуация оказалась выгодной для социал-демократов, ведь потерянные ими избиратели не перешли к правым. По мнению Александера Рара, Левая партия создаст сильную оппозицию.

Наиболее реальными эксперт полагает два варианта коалиции. Большую — при слабом канцлере Меркель, но с сильными социал-демократическими министрами, что предполагает уход Шредера со сцены. Либо же будет коалиция-«светофор» — объединение социал-демократов, «зеленых» и свободных демократов. По некоторым оценкам, новый канцлер и правительство могут появиться в Германии лишь через несколько недель.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День». Фото РЕЙТЕР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ