Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Победная ничья»

Польша снова будет выбирать президента
21 октября, 2005 - 20:20
ФАВОРИТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ДОНАЛЬД ТУСК / ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня в Польше наступит тишина... Предвыборная. Завтра в этой стране состоится второй тур выборов президента. Выбирать полякам придется из двух кандидатов — Леха Качинского и Дональда Туска. Оба принадлежат к правым партиям, которые выиграли недавние парламентские выборы: Дональд Туск представляет партию «Гражданская платформа», Лех Качинский — «Право и Справедливость».

Программы и обещания обоих кандидатов несколько похожи прежде всего в том, что не декларируют радикальных перемен. Похожесть прослеживается, в частности, в направлении зарубежной политики Польши. Она и далее будет проевропейской и проамериканской — говоря словами Леха Качинского, это будет «упрочение сотрудничества с США при одновременном сохранении добрососедских отношений с европейскими партнерами». Радует тот факт, что Польша и далее намеревается поддерживать Украину. Оба кандидата декларируют развитие отношений с нашим государством как приоритет восточной политики. Разница между ними состоит, по-видимому, только в том, что Дональд Туск более «радикален» в этом плане. Лех Качинский в общем подтверждает необходимость поддержки демократических преобразований в Украине и Беларуси, учитывая, однако, отношения с Россией, вытекающие из государственных интересов Польши. Дональд Туск на этот же вопрос ответил, что Польша должна поддерживать демократию в Украине и Белоруссии, даже ценой обострения отношений с Российской Федерацией. Отметим, что один из пунктов избирательной программы Дональда Туска называется «Поддержка европейских амбиций Украины». В этой части президентских обязательств, в частности, говорится: «Как президент обязываюсь продолжать одну из наиболее светлых карт нашей современной политики, каковой является поддержка независимости и демократии в Украине. Подобно миллионам поляков, симпатии которых к оранжевой революции были заметны не так давно, я убежден, что венцом успеха польско-украинского соседства должно стать членство этой страны в ЕС. В пользу этого буду работать изо всех сил как на европейском форуме, так и в диалоге с украинскими партнерами. Украину нельзя оставлять на обочине политики континента, этим определяется не только моральный долг поддержки тех, кто хочет свободы и успеха своей страны, но также политический здравый смысл».

Что касается внутренней политики, оба кандидата в президенты декларируют, в частности, необходимость поддержки сельского хозяйства средствами из бюджета государства, а не только унийными доплатами. Утверждается продолжение приватизации (Лех Качинский убеждает в необходимости приватизации большинства из около 1600 государственных предприятий; Дональд Туск отмечает потребность ускорения приватизационных процессов). Оба участника президентской гонки соглашаются, что Польша пока не готова внедрять евро, поскольку для экономики государства полезнее сейчас собственная денежная политика; на европейскую же валюту Польша может перейти приблизительно в 2009—2010 годах. На этом подобия деклараций не заканчиваются, однако их все можно подвести под общий знаменатель — стабильное государство с социальной поддержкой наиболее бедных слоев, борьбой с безработицей, мощной позицией в Европейском Союзе и активной зарубежной политикой.

Разница между Дональдом Туском и Лехом Качинским состоит прежде всего в том, что первый из них является более либеральным в своих замыслах по обустройству страны. Лех Качинский даже противопоставляет себя как защитника общественного мира «либеральной революции» Дональда Туска. «Мой контркандидат, — заявляет Лех Качинский на одной из встреч с избирателями, — говорит со своей стороны, что будет притормаживать сотрудничество с правительством, придерживать ПиС («Право и Справедливость — Авт. ), он сверху закладывает конфликт и является президентом конфликта, а не президентом сотрудничества. Польше нужно новое общественное соглашение правительства, профсоюзов, организаций работодателей. Я хочу быть патроном такого соглашения».

Уже в этих словах одного из кандидатов заключается весь драматизм и ожесточенность предвыборной борьбы, которыми характеризовались последние недели. На публику вытягиваются факты, которые должны компрометировать участников гонки. Так, например, недавно избирательной «сенсацией» стало то, что дед Дональда Туска был солдатом вермахта. Противники Леха Качинского также стремятся найти компрометирующие «крючки» на него. Иногда утверждается, что страна искусственно поделилась на «Польшу либеральную» и «Польшу солидарную». Искусственность этого разделения состоит в том, что, как пишет публицист газеты «Жечпосполита» Богумил Люфт, «все это для того, чтобы урвать какие-то голоса, каких-то избирателей, которых указали ученые эксперты избирательных штабов».

Президентская гонка в Польше характеризуется как «борьба правых с правыми». Социологические опросы свидетельствуют, что первенство в этой борьбе принадлежит Дональду Туску. Но ситуацию в общем можно охарактеризовать, как результ телевизионных прений между двумя главными претендентами на кресло президента — «победная ничья». В чью пользу — Леха Качинского или Дональда Туска — это покажет воскресное голосование.

Дмитрий ШЕВЧУК, преподаватель ровенского филиала Европейского университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ