Рассуждая о ситуации безопасности вокруг нашего государства, Ю.Щербак («День» от 12 января 2010 г.) считает, что «Украина должна сделать все, чтобы получить более прочные и юридически обязующие гарантии, данные ей Россией, США и Великобританией в Будапештском меморандуме 1994 г.» и предлагает для достижения этой цели «обнародование заявления о возможном выходе Украины из ДНЯО и РКРТ (режим контроля за ракетными технологиями) в канун апрельской сессии в 2010 г. участников ДНЯО в Нью-Йорке, если справедливые требования Украины не будут удовлетворены». Очевидно, в стремлении проникнуть в тайные шифры «нулевых» лет века, автор лихо ставит вопрос ребром: или вы нам гарантии, или мы уйдем из ДНЯО.
Надеюсь, что у руководства Украины хватит здравого смысла не воспользоваться этим авантюрным и провокативным предложением.
Во-первых, заявление о возможном выходе Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия в канун сессии относительно пересмотра настоящего акта было бы воспринято в мире как акция, направленная на подрыв режима нераспространения, и, несомненно, вызывала бы негативную реакцию международного сообщества, в первую очередь, ведущих западных государств. Такое заявление было бы непременно использовано Россией в ее пропагандистской и дипломатической войне против Украины.
Во-вторых, заявление о возможном выходе Украины из ДНЯО накануне или во время переговоров о предоставлении ей дополнительных или новых гарантий безопасности является равнозначной ультиматуму другим участникам переговоров. Международной практике известны многочисленные случаи, когда ультимативные требования срабатывали. Но это случалось лишь при условии наличия у государства, которое выдвигало такие требования, реальных сил и средств для обеспечения их реализации. Заявление о возможном выходе из ДНЯО по определению является заявлением о намерении иметь собственное ядерное оружие. В этой связи возникает вопрос, способна ли Украина в нынешней ситуации создать такое оружие. Вопрос, как говорится, риторический. За годы независимости Украины ее руководство, в первую очередь, из-за отсутствия политической воли, не смогло наладить даже производства собственного ядерного топлива для украинских атомных электростанций. При таких условиях заявление о возможном выходе из ДНЯО будет расценено как самый обычный шантаж, вызовет пренебрежение и раздражение других участников переговоров, и никоим образом не будет способствовать их успеху. Тем более, что Украина по сравнению с ними находится в более низкой весовой категории.
В-третьих, даже, если представить, что такие переговоры завершатся принятием документа о «новых» гарантиях безопасности Украины, эти гарантии будут, по моему мнению, бумажными, не подкрепленными действенным механизмом их приложения. Тем более что среди гарантов будет Россия, которая неоднократно нарушала положение Будапештского меморандума и в поведении которой признаков позитивных изменений в отношении к Украине не наблюдается. Создание же какого-то отдельного «западного» механизма безопасности специально для Украины является эфемерным.
Вопрос о выходе Украины из ДНЯО можно было бы поставить лишь тогда, когда Украина будет реально готова: 1) в короткий срок создать собственные ядерные силы и 2) длительное время противостоять международным санкциям, которые могут быть применены против нее.
Готовность Украины по крайней мере должна означать, что в стране преодолен политический кризис и прекращены раздоры между разными политическими силами, созданы демократические институты, ликвидирована коррупция, надежно функционируют экономическая и финансовые системы, создана необходимая научно-техническая база, реформирован военно-оборонный комплекс и сформированы эффективные современные вооруженные силы. При этом государство должно возглавлять поддерживаемое обществом руководство, которое имеет политическую волю бескомпромиссно защищать жизненно важные национальные интересы Украины.
Но в таком случае вместо спекуляций вокруг фальшивой и вредной для национальных интересов Украины альтернативы — или псевдогарантии, или ядерный статус, более целесообразным и более эффективным средством обеспечения безопасности Украины будет ее присоединение к НАТО. В этой связи отмечу, что Ю.Щербак признает интеграцию в Евросоюз и обретение членства в НАТО главным внешнеполитическим приоритетом Украины, воспроизводя мою принципиальную позицию, выраженную в дискуссии с А.Чалым («День», 10 декабря 2009 г.).