Это стало чем-то вроде мантры среди дипломатов и других аналитиков внешней политики говорить, что нет военного решения конфликта между Россией и Украиной. Наблюдатели практически единодушно провозглашают, что единственным реальным путем к миру и стабильности является дипломатия. Но, несмотря на недавнее соглашение о прекращении огня, которое было объявлено в Минске, продолжающееся насилие, проявившееся в насильственном вытеснении украинских войск из города Дебальцева, побуждает к мысли, что наступило время рассмотреть, что нужно для блокирования любого навязанного Кремлем военного решения.
Три влиятельных американских аналитических центра уже сделали это и пришли к выводу, что Соединенные Штаты должны начать предоставлять Украине не только больше нелетальной помощи — например, беспилотных летательных аппаратов, бронированных джипов и медицинского оборудования — но и «летальной оборонной военной помощи» в виде легких бронебойных вооружений. Однако европейские правительства как и раньше не желают пересмотреть свою позицию относительно поставок оборонного оборудования в Украину и вместо этого отмечают, что дипломатическое решение является единственным вариантом.
Конечно, с точки зрения Украины, военная конфронтация один на один с Россией не является жизнеспособным вариантом. В прошлом году, когда сепаратистские силы в регионе Донбасса, казалось, терпят поражение во время контрнаступления Украины, выглядело так, что Украина сможет возобновить свой суверенитет над этим районом. Но Кремль быстро развернул тактические группы российской армии для поддержки повстанцев. Относительно более слабые вооруженные силы Украины не имели шансов им противостоять.
Этот шаг иллюстрирует стремление России сделать все возможное, чтобы предотвратить военное поражение сепаратистских группировок, которые она превратила в боевые подразделения, несмотря на то, что этот конфликт создает большую нагрузку на ее вооруженные силы. Учитывая это, для Украины перспективы по возобновлению контроля над Донбассом военным способом являются маловероятными, следовательно было бы неразумным пытаться это делать.
Если учесть стратегические амбиции сепаратистов и их российских меценатов, то перспективы Украины являются еще мрачнее. Кроме поставки сепаратистским группам тяжелого и современного оружия и развертывания специальных подразделений и сил, чтобы поддержать их, Россия сейчас, похоже, отправляет «добровольцев» для подготовки сепаратистской армии, которая в конечном итоге может перейти в наступление.
Такая армия, как надеются сепаратистские лидеры, позволит им по крайней мере обеспечить контроль над Донбассом. Тогда они могли бы базироваться там, чтобы обеспечить государственное образование «Новороссия», которое будет тянуться вдоль всего побережья Черного моря, вплоть до Одессы. И, вполне вероятно, кое-кто даже мечтает о возможном марше на Киев.
Чтобы предотвратить развертывание такого сценария, надежный политический диалог с Кремлем является очень важным, вместе с тем должны продолжаться экономические санкции, чтобы Россия поняла, что с продолжением агрессии для нее будет расти плата. Но было бы слишком оптимистичным полагаться исключительно на дипломатический диалог и санкции, чтобы добиться крепкого мира.
Более комплексный подход должен сосредоточиться на укреплении Украины во всех отношениях. Для этого важное значение имеет политическая и дипломатическая поддержка. Но, по-видимому, еще более важной является поддержка реформ, направленных на искоренение коррупции, и содействие росту. В этом отношении очень важным является недавнее соглашение с Международным валютным фондом. А соглашение с Европейским Союзом о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли имеет решающее значение для долгосрочного преобразования страны.
Но если сепаратистские группировки при поддержке со стороны России считают, что они могут контролировать Донбасс и побережье Черного моря, то усилия по возобновлению украинского общества и экономики будут весить немного. Вот почему внешние партнеры Украины должны способствовать укреплению обороноспособности страны.
В такой заряженной ситуации всегда будут горячие головы, готовые реализовать военные варианты. Но большую обеспокоенность вызывает поведение прагматиков, изучающих слабые стороны, которые можно использовать. Если поддерживаемые Россией сепаратисты рассматривают обороноспособность Украины как серьезный недостаток, то мало что может заставить их не воспользоваться этим в погоне за реализацией их амбиций. И, следовательно, политическое или дипломатическое решение будет невозможным.
Эксперты по вопросам безопасности должны определить, к каким действиям должны прибегнуть США и Европа, чтобы улучшить обороноспособность Украины. Просьбы относительно поставок нелетального оружия, сделанные Президентом Украины Петром Порошенко на недавней Мюнхенской конференции по безопасности, могут дать некоторые ориентиры в этом вопросе.
Канцлер Германии Ангела Меркель и другие правы, когда говорят, что нет чисто военного решения конфликта в Украине. Но год переговоров и провальные договоренности показали, что нет чисто дипломатического решения. Только устранение — или по крайней мере серьезное уменьшение — потенциала сепаратистов и их российских покровителей продолжать их военную кампанию может позволить Украине и ее партнерам надеяться достичь крепкого политического решения.
Проект Синдикат для «Дня»
Карл БИЛЬДТ, экс-министр иностранных дел Швеции (2006—2014), экс-премьер-министр (1991—1994)