На днях стало известно, что бывший верховный судья Англии и Уэльса Лорд Вулф был назначен главой нового арбитражного суда в Казахстане, о чем сообщило британское издание The Times. Этот суд был основан как часть программы модернизации, что касается Международного финансового центра «Астана», который должен стать лидирующим финансовым центром в Центральной Азии. Вместе с Вулфом в этой стране будут работать еще восемь британских судей и адвокатов.
По данным СМИ, это суд первого уровня и апелляционный, в котором Лорд Вулф будет заседать периодически. Сначала главное внимание будет уделяться подготовке местных судей и адвокатов. Он будет разрешать коммерческие и контрактные споры, в частности международные, на основе британского права и будет полностью отделен от судебной системы Казахстана.
Вулф сообщил, что это первый подобный суд в Евразии, а ввиду того, что Китай строит новый Шелковый путь, который пройдет по территории этой страны, суд может достичь высоких результатов. «Президент показал дальновидность при создании финансового центра. Он хочет, чтобы мир видел, что в этой стране — и не только в столице — применяется британское право. Чтобы британское право еще долгие годы проникало во все сферы общественной жизни и служило примером того, как нужно делать бизнес и вершить правосудие», — цитирует слова Лорда Вулфа The Times.
Раньше аналогичные суды уже были созданы в Сингапуре, Гонконге, Дубае, Абу-Даби и Катаре.
Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права имени В.Корецкого НАН Украины Николай СИРЫЙ в комментарии «Дню» относительно инициативы Казахстана сказал, что «это свидетельство определенной открытости, шаг, который демонстрирует, что Казахстан стремится больше интегрироваться в международную экономическую систему, в том числе предпринимать шаги к интеграции правовой системы Казахстана. Следует приветствовать эти действия».
Ввиду того, что отношения Украины и Великобритании имеют достаточно глубокие корни, которые достигают еще времен Киевской Руси, а главный редактор «Дня» Лариса Ившина неоднократно отмечала глубокие связи между нашими странами, предлагая Украине стать Британией славянского мира, мы поинтересовались у эксперта, стоит ли Украине взять пример с Казахстана и создать подобный суд.
«Специфика заключается в том, что мы уже состоянием на сегодня значительно больше, чем Казахстан, интегрированы в широкий перечень международно-правовых экономических инструментов. Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, и этим Соглашением предусмотрен огромный перечень взаимных обязательств. Украина является членом Всемирной торговой организации. Вся система стандартов ГАТТ, ВТО распространяется на Украину. В принципе, в Украине достаточно инструментов, которые нужно применять более качественно. Другое дело, что применение таких инструментов предусматривает проведение качественных шагов реформирования внутри страны. Не достаточно внедрить какой-то международно-правовой инструмент, он будет эффективно работать только тогда, когда качественно изменяется структура, управление экономики, правовая система страны, и она интегрируется в мировое пространство по правильным параметрам и стандартам. К сожалению, пока еще мы не наблюдаем этого в Украине. Будем надеяться, что наступит время и для этих изменений», — отметил Николай Сирый.
По его словам, существует ряд причин того, почему к британской системе правосудия такое высокое доверие и почему так много спорных вопросов решается именно в Лондоне?
«Правовая система Великобритании более правильно при помощи юридических инструментов описывает реальные экономические процессы и социальные явления. Правовые системы других стран, к сожалению, допускают высокий уровень популизма в законодательстве, неадекватность, искривления. Они направлены на внутреннюю политику и тем самым ограничивают себя. Английское право менее всего политизировано и имеет хорошие инструменты должного, адекватного описания реальных событий, которые происходят в экономической жизни. Именно поэтому оно дает лучший результат, который подтверждается уже много лет. Соответственно, в этот результат верят участники экономических отношений во всем мире, и, образовывая предприятия или формируя какую-то деятельность своих компаний, делают отсылку на то, что в случае конфликта, он разрешается согласно английскому праву. Эта практика довольно распространенная и способствует повышению авторитета английских судов», — сказал собеседник.
В то же время, по словам Николая Сирого, украинская правовая система все еще находится в переходном состоянии, и ее основы выглядят гибридно. «Есть немало фундаментальных положений, которые уже приближают нас к современным цивилизованным рыночным странам, но в то же время есть немало других положений, которые нас тянут в обратном направлении. Поэтому нам нужно как можно скорее переформатировать, обновить и модернизировать правовую систему, чтобы она по содержанию и качеству больше отвечала лучшим европейским и мировым образцам», — прибавил он.
«ЭТО ПОПЫТКА ПРАВИТЕЛЬСТВА АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ»
Детальнее о новом казахстанском суде, в котором будут работать британские судьи, «Дню» рассказал директор казахстанской «Группы оценки рисков», кандидат политических наук Досым САТПАЕВ:
— Речь идет о том, что британское право будет использоваться в рамках Международного финансового центра «Астана», который решили сделать по аналогии с таким же Центром в Дубаях, в Объединенных Арабских Эмиратах. Эта идея возникла несколько лет назад, а с января этого года он официально начал работать. Его главная задача состоит в том, чтобы начать привлекать новых инвесторов, создавая при этом благоприятные условия для их деятельности внутри Казахстана, и одним из этих условий является применение не казахстанской, а британской правовой системы в рамках этого Центра. Ради этого в Конституцию Казахстана даже были внесены определенные изменения, потому что наша страна — унитарное государство и вдруг на его территории будет функционировать казахстанско-британская судебная система. Чтобы не было такой юридической коллизии, решили внести определенные конституционные поправки. Кроме того, будет не только британское право, но и иностранные судьи. Скорее всего, на первоначальном этапе будут привлекаться опытные юристы других стран, в том числе с Великобритании, но позже, возможно, уже будут работать граждане Казахстана.
Это делается для того, чтобы инвесторы, которые будут участвовать в работе международного финансового центра «Астана», могли иметь определенную гарантию безопасности, некоторую уверенность в том, что их споры и конфликты экономического характера будут рассматриваться в рамках британского правового поля, в международном арбитраже. Думаю, это является одной из попыток правительства Казахстана активизировать работу с иностранными инвесторами, потому что за последние годы мы видим снижение объемов инвестиций в Казахстан по сравнению с тем, что было 5—7 лет тому назад. А если инвестиции и приходят, то только в добывающий сектор, что, конечно, сейчас не устраивает руководство Казахстана. Они хотят, чтобы инвестиции приходили и во все другие сектора казахстанской экономики, не связанные с добычей сырья.
Кроме этого, Международный финансовый центр «Астана» собирается также активно привлекать инвесторов со стран Ближнего Востока, то есть возникает некий оазис экономической свободы на территории Казахстана. Естественно, это вызывает очень много споров: раз казахстанские власти решили использовать британские схемы, значит казахстанская система правосудия отнюдь не идеальна и ей не верят инвесторы, она ущербна и в нее нужно внедрять опыт других стран, в частности Британии. Выходит, что контраст, который возник между двумя разными судебными правовыми полями в Казахстане, вызывает много споров и дискуссий. Но Центр уже начал свою работу и можно предположить, что одной из его задач является возвращение некоторых денежных средств, которые были когда-то спрятаны олигархами во многих оффшорах. Создание некоторой налоговой гавани внутри страны, по мнению руководства, позволить вернуть в Казахстан часть этих денег и дать гарантию владельцам этих средств, что они не потеряют их в результате политических изменений.
Идея создания Международного финансового центра «Астана» была поддержана президентом Назарбаевым. Казахстан — это единственная из постсоветских стран, где еще не было смены власти, поэтому после ухода Назарбаева из политики возникнет много вопросов поскольку — насколько долго будет существовать этот Центр, будет ли он работать в таком виде, как его сейчас пытаются представить. Так что у этого учреждения очень туманное будущее, поэтому трудно сказать, насколько долго продержится в его рамках британская правовая система и суд.
— Почему Казахстан обратился именно к британской правовой системе?
— Существует ряд причин. Во-первых, существует стереотип, что британская судебная система наиболее дружелюбно относится к бизнесу, инвестиционным спорам. Во-вторых, она имеет репутацию объективной и менее предвзятой в отличие от судебный систем других стран. Кроме того, Казахстан традиционно имеет тесные связи с разными представителями британского истеблишмента. Также Международный центр Астана был создан по аналогии с таким же Центром в Дубае, а он как раз использует британскую правовую систему.