Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под лозунгами «антикапитализма»

Гамбург: опасные игрища
11 июля, 2017 - 11:54
ФОТО REUTERS

В Украине историю изучают далеко не лучшим образом. Об этом пишут и говорят все кому не лень. А на Западе, похоже, ее не изучают совсем. По крайней мере, ее не изучает значительная часть молодежи. Или же вместо истории во многих университетах преподают что-то еще хуже, чем басни о прошлом, основанные на «Кратком курсе историях ВКП(б)». Такое впечатление создается из многочисленных фото и видеоматериалов, которые показывают пользователям интернета массовые протесты в Гамбурге, приуроченные к саммиту G20.

Дело даже не в волне поджогов автомобилей, автобусов, магазинов и всего, что попадется под руку, прокатившейся окраинами мегаполиса (в центр полиция погромщиков, прошу прощения, протестующих не пустила), хотя и это очень показательно: «борцы за права трудящихся», как именуют себя участники акции, уничтожали имущество трудящихся во имя «высших интересов борьбы». Дело в общем настроении и общих лозунгах тех, кто называет себя «антиглобалистами», а вместе с тем — в подавляющем большинстве — и «антикапиталистами». Тех, кто назвал комплекс акций в Гамбурге «Добро пожаловать в ад» (Welcome to hell) и вышел на манифестации с растяжками «Капитализм убивает».

Да, действительно, капитализм не является идеальной формой общественно-экономической жизни. Однако достаточно сравнить среднюю продолжительность жизни там, где «капитализм убивает» уже длительное время, и там, где против него ожесточенно и успешно боролись, чтобы получить серьезный материал для размышлений. Впрочем, могут сказать: «А как же Куба?». Высокая продолжительность жизни на Кубе на самом деле только подтверждает заявленный только что тезис; немногим в Украине известно, что на Кубе при «тирании Батисты» врачей (неплохо образованных врачей!) на душу населения приходилось больше, чем в Бельгии или Италии. Заслуга Фиделя Кастро здесь лишь в том, что он не развалил кубинскую медицину, не посадил в лагеря врачей, более того — приложил усилия, чтобы не потерять этот «трофей» времен «убивающего капитализма».

И советские достижения вписываются в общее виденье. Никакая индустриализация не была бы возможна без привлечения и копирования американских, немецких, французских и других технологий, в частности, без бюро Альберта Кана, которое не только спроектировало в конце 1920-х — начале 1930-х все тогдашние танковые и автомобильные заводы, но и подготовило более 4000 местных специалистов. После Второй мировой войны трофейные немецкие технологии и привлечения «трофейных» специалистов плюс переданные американцами и британцами технические новинки (не говоря уже о колоссальном числе поставок промышленного оборудования во время самой войны) — все это позволило быстро создать реактивную авиацию и баллистические ракеты, радикально обновить автомобильную промышленность и тому подобное; в конечном итоге, бытовая техника — холодильники, пылесосы, телевизоры, совершенные радиоприемники, — это тоже следствие послевоенных репараций. Я уже не говорю о том, откуда у Сталина взялась атомная бомба. Скажут: «А Курчатов?» А студента Таврического университета Игоря Курчатова в конце 1920-го только чудом не расстреляла ЧК, а во время Великого Террора его чуть не арестовали за... исследование атомного ядра. Скажут: «А Королев и Глушко?». А «вредители-ракетчики» Королев и Глушко опять же чудом уцелели в 1938-м. Когда же Соединенные Штаты действительно мобилизовали свои ресурсы для высадки астронавтов на Луну, капитализм начисто обыграл коммунизм, несмотря на гениальность советских конструкторов и самоотверженность работников космической отрасли.

Но «антикапиталистам», которые съехались в Гамбург со всего света, причем людям преимущественно молодым, студенческого возраста, похоже, наплевать на то, что до сих пор ни один проект отказа от капитализма не оказался экономически успешным, более того — на то, что следствием всех их были колоссальные человеческие жертвы и падение в цивилизационные «пропасти». В то же время даже частичный отход от коммунизма, например в Китае, влечет за собой не только экономические успехи, но и революцию в гуманитарной сфере (до, в КНР плохо с политическими свободами — но впервые за все времена китайцы наелись, а продолжительность жизни выросла вдвое).

Конечно, не все протестующие в Гамбурге действовали радикально, то есть жгли и разбивали железными прутьями все на своем пути, а в придачу бросали бутылки с «коктейлями Молотова» в «полицейских свиней» (бросается в глаза, что пострадало значительно больше охранников правопорядка, чем арестовали «борцов против капитализма»). Были и мирные манифестанты. Однако последние де-факто прикрывали собой первых и солидаризировались с ними в основных лозунгах. А это уже опасно — ведь среди большевиков и нацистов тоже далеко не все совершали расстрелы и погромы, однако все так или иначе солидаризировались с теми, кто уничтожал «врагов». А то, что из «антикапиталистических радикалов» вырастают убийцы-террористы, которые сотрудничают с Лубянкой, подтверждает немецкий же опыт 1968—1969 годов, когда совершаемые в такой же стилистике погромы «капиталистического имущества» переросли в создание подпольных групп (самой известной из которых стала RAF — Rote Armee Fraktion), задавшихся целью террористическими действиями «антикапиталистического авангарда» разбудить народные массы и заставить их силой изменить систему и создать совершенное справедливое общество. «Это — фашистское государство, готовое убить нас всех», — заявила тогда на митинге Гудрун Энслин, одна из тех, кто поджигал супермаркеты, а затем взялся за оружие. А в борьбе против «гестаповцев» разрешено все, не так ли? Сейчас тоже горят разбитые супермаркеты, ответственность же на себя берут новейшие «антифашисты». Поэтому еще раз повторю: в Германии то ли не учат историю, то ли плохо ее учат. В частности, и потому, что достаточно заявить — «я антифашист» — и к тебе будут относиться весьма снисходительно. Как будто главным антифашистом всех времен и народов не был Сталин и как будто под антифашистскими лозунгами не уничтожили десятки миллионов человек.

Поэтому и получается, что не все европейское стоит перенимать, а то появятся и у нас такие же погромщики под антикапиталистическими лозунгами (впрочем, первая их волна уже появилась при поддержке связанных с Лубянкой западных фондов в 2012—2013 годах, прежде всего в виде организации «Борьба», однако, к счастью, это отребье исчезло с политической арены, попытавшись вооруженно поддержать создание «народных республик» на востоке и юге Украины). Прибавлю, что эта публика, которая нередко клянется Марксом, никогда произведений Маркса не читала, потому что в них указано, что «общество ассоциированных производителей» является послекапитализмом, а не антикапитализмом, и что все варианты антикапитализма реакционны в своей основе. О послекапитализме, но на современной почве, ведут речь и многие члены Римского клуба. Однако этого всего не знают «радикалы», поэтому невежество тех, кто называет себя «левыми», тоже не стоит перенимать. И пренебрежение к истории — мол, это не более, чем басни и мифы, — тоже. История — это действительно стартовая площадка для движения в будущее, и именно исходя из этого проще всего не заболеть как «радикальным антикапитализмом», о котором только что шла речь, так и «рыночным фетишизмом», по уровню непонимания исторических процессов соизмеримым с первым феноменом. Так будем же Европой — но свободной от европейских тупиков...

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ