Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подождем до конца Олимпиады

С каждым днем российские войска все ближе стягиваются к украинским границам
14 февраля, 2022 - 16:17
ФОТО REUTERS

Из Украины полным ходом идет эвакуация дипломатов и граждан западных стран, а также российских дипломатов. А США начали переброску в Польшу еще 3000 военнослужащих. Очередной разговор Путина и Байдена закончился безрезультатно. Как заявил на брифинге по итогам этой беседы помощник российского президента Юрий Ушаков, «разговор прошёл в обстановке беспрецедентного нагнетания американскими официальными лицами истерии о якобы неминуемом вторжении России на Украину», но при этом «характер беседы был всё-таки довольно сбалансированным и деловым, а президент Байден даже сослался на опыт предшественников, которые в годы холодной войны делали всё возможное, чтобы избежать катастрофы, избежать серьёзного конфликта между нашими странами… Он также подчеркнул, что необходимо делать всё возможное, чтобы избежать худшего сценария в контексте нынешней ситуации вокруг Украины. Он, как сказал, является приверженцем дипломатического пути и в этой связи изложил целый ряд соображений, которые, на его взгляд, учитывают многие из российских озабоченностей и инициатив».

По словам Ушакова, «президент России среагировал в том духе, что российская сторона, конечно, внимательно проанализирует высказанные Байденом соображения, и будем их, несомненно, учитывать. Но, к сожалению, и это было сказано, эти соображения не затрагивают центральных, ключевых элементов российских инициатив на самом деле – ни по нерасширению НАТО, ни по неразмещению ударных сил на украинской территории, ни по возврату конфигурации сил Альянса к состоянию 1997 года». Также Байден «ожидаемо в контексте напряжённой ситуации вокруг Украины упомянул возможные жёсткие антироссийские санкции, но при этом не на этом именно вопросе делался акцент».

Очевидно, американский президент успокоил Путина в том смысле, что США не будут вводить превентивные санкции против России в связи с ситуацией вокруг Украины, о чем и было объявлено в Вашингтоне вскоре после беседы двух президентов. Также в интерпретации Ушакова Путин «осветил деструктивную линию украинских властей на саботаж Минских соглашений, что продолжается уже в течение последних восьми лет. Он отметил при этом, что со стороны западных государств не осуществляется должного нажима, с тем чтобы Киев выполнял взятые на себя обязательства. Наш Президент также обратил внимание на опасности милитаризации Украины, её накачку современным оружием, чем целенаправленно занимаются западные страны, тем самым поощряя возможные провокации украинских силовиков как в отношении Донбасса, так и в отношении Крыма». Здесь, как можно понять, перечислены возможные casus belli для российского нападения на Украину. Разумеется, российский президент прекрасно знает, что в обозримом будущем никаких украинских вторжений ни в Крым, ни в оккупированную часть Донбасса не последует. Но организовать соответствующие провокации с помощью российских спецназовцев (пусть даже с жертвами среди российских военнослужащих и мирного населения) Москва вполне может. И, вероятно, опасаясь подобных провокаций, Байден анонсировал возможное вторжение России в Украину уже 16 февраля. Такое предупреждение, спровоцировавшее эвакуацию дипломатов из Киева, по замыслу американского президента, должно показать Путину, что США всерьез рассматривает возможность возникновения полномасштабной войны и считают только Россию потенциальным агрессором. Поэтому никакие провокации по типу Глейвица и Майнилы никого не введут в заблуждение и не будут отнесены на счет украинской стороны.

Словом, переговоры между лидерами России и США, а также переговоры Путина с лидерами других западных стран явно топчутся на месте, а напряженность у украинских границ тем временем нарастает. Стороны повышают ставки, и ни одна пока что не готова отступать. Тут сказывается принципиальная ошибка Джо Байдена и лидеров других ведущих государств НАТО. Она заключается в том, что они вообще начали переговоры по требуемым Путиным гарантиям безопасности. Правильная стратегия заключалась бы в том, чтобы, немедленно начав поставку вооружений Украине и переброску дополнительных контингентов войск США и других государств НАТО в Восточную Европу, заявить о том, что переговоры с Россией по проблемам безопасности могут начаться только после того как российские войска будут отведены от украинских границ. В этом случае Путин вынужден был бы достаточно быстро прекратить нынешний кризис, так как не получал бы от него никаких дивидендов, зато имел бы существенные проигрыши в виде увеличения поставок оружия Украине и наращивания численности войск НАТО в Восточной Европе. Также ошибкой стало то, что с самого начала кризиса Байден неоднократно повторял, что американские военнослужащие не будут направлены в Украину. С точки зрения дипломатии надо было бы действовать совсем иначе: не говорить вообще ничего по поводу возможности посылки американских войск в Украину в случае российской агрессии. Это оставило бы Путина в неведении относительно американских планов и вынудило бы его действовать осторожнее и не доводить эскалацию до опасного уровня.

Что же можно предпринять сейчас для того, чтобы вынудить Путина пойти на деэскалацию кризиса вокруг Украины? Я бы здесь согласился с бывшим заместителем помощника министра обороны США по Европе и политике НАТО в 2001-2005 годах Яном Бжезинским, заявившим в интервью Грузинской службе «Голоса Америки»: «До сегодняшнего дня, позиция Запада в значительной степени представляла собой стратегию пассивного сдерживания, угрожающую санкциями и действиями после нападения. Чтобы альянс перешел на позицию активного сдерживания, мы пытаемся предпринять усилия и инициативы, которые позволят нам контролировать динамику этого кризиса и фактически заставят Путина изменить свои расчеты и принять решение не нападать на Украину... Путин наносит Украине ущерб: сегодня капитал "бежит" из Украины, из других частей Центральной и Восточной Европы. Надо сделать так, чтобы России это даром не прошло». И предлагает: «Мы должны проводить более активное развертывание на восточной границе НАТО, особенно на юго-востоке Польши и в Румынии. Трех тысяч военнослужащих будет недостаточно перед лицом собранных Путиным сил, которые сейчас составляют более ста тридцати тысяч [военнослужащих]. Мы должны подумать о мобилизации сил реагирования НАТО, 50 тысяч человек для развертывания в этих двух регионах. И, наконец, мы должны сделать больше, чтобы помочь украинцам защитить себя. Необходимо активнее вооружать украинцев необходимыми летальными вооружениями, [чтобы нарушить] расчеты его (Путина) военных стратегов».

Да, выход сейчас для США и их союзников представляется таким: продолжать наращивание поставок вооружений в Украину и войск и вооружений в Восточной Европе. Собственно, об этом и просил Владимир Зеленский Джо Байдена в последнем телефонном разговоре. И, как представляется, встретил полное понимание. И, несомненно, с одобрения американской стороны, Украина запросила встречу в течение 48 часов с представителями России и других стран, подписавших Венский документ 2011 года о мерах по укреплению безопасности и доверия между странами, для обсуждения концентрации у украинских границ. На этой встрече российской дипломатии придется обороняться при поддержке лишь немногочисленных союзников. Следующая неделя, возможно, станет решающей в преодолении нынешнего кризиса. По всей видимости, в Вашингтоне считают, что если Россия не нападет на Украину до конца Пекинской Олимпиады, то угроза российского вторжения в Украину отодвинется на неопределенный срок, и начнется постепенная де-эскалация. Ведь уже не за горами весенняя распутица, которая значительно уменьшит риск полномасштабной войны. Есть надежда, что Путин, наконец, поймет, что, продлевая нынешний кризис, он только постепенно сдвигает военно-политический баланс в пользу Украины. Некоторый оптимизм внушают также утечки данных о радиопереговорах российских офицеров у границ Украины. У них не только нет желания воевать с Украиной, но они сомневаются, что смогут это успешно сделать, поскольку знают реальное состояние российской армии и подозревают, что президент Путин смотрит на нее сквозь розовые очки.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ