Политический кризис в Болгарии фактически был неминуем. Результаты парламентских выборов, которые только месяц назад прошли в стране, оставляли очень мало шансов на иной вариант развития событий. Тогда «Коалиция за Болгарию», в которой главную роль играют социалисты (бывшие коммунисты), получила 31% голосов избирателей, что дало ей только 82 депутатских места в Народном собрании из 240. Вторым пришло «Национальное движение за Симеона Второго» (главу предыдущего правительства), которое получило 19,88%, или 53 депутатских места, потеряв, по сравнению с предыдущими парламентскими выборами, более 23% голосов избирателей.
Особенностью этого парламента является самое большое за последние 15 лет количество партий (всего — семь), которые преодолели 4-процентный барьер и прошли в высший законодательный орган страны. Настоящим скандалом стали 8,16% ультраправой Коалиции за национальное объединение «Атака», которая выступает против участия страны в НАТО, против деятельности МВФ, Всемирного банка, за пересмотр отношений с ЕС. «Атаку» характеризуют как «антисемитскую» и «антицыганскую» политическую силу. Ее маленькая победа ознаменовалась появлением свастики на улицах болгарского порта Бургас и на памятнике советским воинам.
Лидера победителей Сергея Станишева ожидал настоящий крах в стенах парламента. И этот крах наступил именно на этой неделе. Он был избран премьер-министром с преимуществом только в один голос поздно вечером в среду. И только через несколько часов выяснилось, что новый председатель правительства остается… без правительства. Все выдвинутые им кандидатуры на должности министров были отклонены депутатами. Ситуация сложилась патовая, поскольку победителем из нее не может выйти никто. А политическая жизнь, по сути, оказалась парализованной.
Дело в том, что в Болгарии — парламентско-президентская система демократии. Настоящим лидером страны является глава правительства, а само правительство формирует парламентское большинство. Проблема заключается в том, что именно это большинство болгарским социалистам сформировать так и не удалось. Единственный, кто согласился пока что войти с ними в коалицию, — это мусульманское Движение за права и свободы — 12,68%, или 34 места. По конституции Болгарии, если социалисты окажутся неспособными создать коалицию большинства — мандат на формирование правительства перейдет ко второй по количеству депутатов партии. То есть — к Симеону Сакскобурготскому, которому население страны, в принципе, продемонстрировало на последних выборах недоверие. Но и у этой партии обязательно возникнут аналогичные проблемы. Бывший премьер-министр и лидер партии, которая тоже прошла в Народное собрание, — «Демократы за сильную Болгарию», Иван Костов уже заявил, что не поддерживает предоставления Симеону Сакскобурготскому во второй раз мандата на формирование правительства. «Объединенные демократические силы» также заявили, что на сегодняшний день их главной целью является недопущение создания левоцентристского правительства. То есть союза левых с Симеоном II. Причины такой непопулярности лежат прежде всего в экономической плоскости. Болгария сегодня — одна из самых бедных стран Европы. Средний доход на душу населения здесь составляет около 210 евро в месяц, огромная безработица, по количеству выехавших на заработки в Европе Болгария может составить конкуренцию Украине, не преодолена коррупция. Правда, все это почему-то не помешало стране получить вместе с Румынией приглашение на вступление в ЕС в 2007 году.
Победа на выборах социалистов свидетельствует не столько об их популярности, сколько о непопулярности тех политических сил, которые уже были при власти, пока сами социалисты (около восьми лет) находились в оппозиции. Отсюда и такой общий результат голосования — ни одна партия в стране не является объективно лидирующей. Ни одна партия не получила большинства. А значит, — ни один политический лидер не является лидером всей нации. При условии такого противодействия партии экс-царя Симеона II, скорее всего, тоже не удастся сформировать правительство. Тогда президент имеет право попросить сделать это любую другую партию в парламенте. Если и она потерпит неудачу, то объявляются новые выборы. На осень этого года.
Разумеется, такое развитие событий никого в Народном собрании не устраивает. Тем более, что и еврочиновники не заставили ждать с реакцией, пригрозив, что если стабильное правительство в Болгарии не будет сформировано, вступление страны в ЕС может быть отложено. Ведь кто тогда будет проводить все необходимые реформы?
Поэтому, как и следовало ожидать, сегодня болгарские политики вступили в стадию «большого торга». Работа парламента не останавливается даже ночью. Сложилась довольно пикантная ситуация, когда не победитель, более того — политическая сила, которая стремительно теряет свою популярность, — «Национальное движение за Симеона Второго» имеет возможность диктовать основные условия в переговорном процессе по созданию широкой многопартийной коалиции. Тем более, что президент страны Гергий Пирванов на днях уже заявил, что готов отдать мандат на формирование правительства Симеону II. Сторонники царской персоны готовы прийти на помощь своим конкурентам, но, конечно, на определенных, очень выгодных для себя условиях. Может сложиться даже так, что лидер социалистов Сергей Станишев так и не станет главой правительства. Симеону II, н аверное, очень хочется войти в историю как человеку, подписавшему договор о вступлении Болгарии в ЕС. (К этому, в принципе, его правительство страну и привело). У него, похоже, появился такой шанс...