В Польше складывается опасная ситуация с вероятными негативными последствиями для государственности и демократии. Речь идет о ходе президентской избирательной кампании (первый тур голосования запланирован на 10 мая) и событиях, которые разворачиваются вокруг нее. Украинские информационные ресурсы ее не обходят, но вряд ли передают масштабы политической битвы, которая разворачивается у нашего стратегического союзника. Казалось бы — что может случиться в стране, которая в свое время стала в Европе едва ли не эталоном борьбы за демократические и рыночные реформы, их реализации.
Согласно Конституции государство должно обеспечить своевременное проведение выборов с соблюдением процедур. Это необходимое условие обеспечения его стабильности и легитимности власти — как внутренней, так и внешней (признание другими демократическими государствами). Но как это сделать в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19, чтобы избежать признаков нелегитимности?
Похоже, что ответ на этот вопрос до сих пор остается неизвестен — причем как действующей власти, партии «Право и справедливость», так и оппозиции. ПиС любой ценой стремится выиграть президентскую кампанию, чтобы гарантировать «безветовое» прохождение правительственных законов и избежать эффекта «домино» на следующих парламентских (досрочных?) и местных выборах. Оппозиция указывает на признаки нарушений, которые уже возникли или могут. Политическая борьба проходит на фоне снижения уровня доверия поляков к демократическим институтам и честности процедур. В принципе, при нормальной ситуации вряд ли кто-то бы в Польше решился во время выборов на шаги а-ля Янукович. Но ведь она таковой не является.
31 марта этого года польский Сейм в течение трех часов (турборежим?) принимает решение, что предусматривает так называемое корреспондентское голосование на нынешних президентских выборах — с помощью государственного предприятия «Почта Польска» и Государственной типографии ценных бумаг. Способ известен из немецкой федеральной земли Бавария. Правда, после последних выборов там наблюдалась вспышка заболеваемости — вероятно, именно из-за голосования с помощью конвертов. В Польше раньше такое не использовалось, так как действовать (в отличие от немцев) — известно только теоретически. Это негативно влияет на уровень доверия к результатам. Тем более, что и при обычном голосовании бывали сбои — не из-за транзитного сервера, как в Украине, а сугубо технические. Из новостей — кандидат в президенты Станислав Жолтек продемонстрировал избирательный бюллетень, который получил от представителя одного из частных предприятий, занимающегося комплектацией документов на выборы.
Попытка введения корреспондентского голосования — ответ на упреки оппозиционных сил: как можно проводить голосование в условиях, когда избирательные участки превращаются в передатчиков вируса. Скажем, во Франции, где местные выборы проходили в начале марта, за несколько недель среди жертв оказались не только десятки тысяч избирателей, но и по меньшей мере двое победителей. Второй тур правительство отодвинул на неопределенный срок. Подобный вариант, то есть перенос президентских выборов на другое время (осень), дебатировался и в Польше.
Сторонники такого решения настаивали на необходимости введения в государстве одного из трех оговоренных Конституцией чрезвычайных положений — стихийного бедствия (как реального отражения действительности). В таком случае законодательство о президентских выборах менять нельзя. Так же нельзя проводить выборы, в том числе — президентские, а каденция соответствующих должностных лиц продлевается на определенный для этого Конституцией срок. Как компромиссный вариант называлось введение чрезвычайного положения на одни сутки. Затем применяется норма Основного закона, что позволяет легитимно перенести выборы на три месяца (до августа) и соответственно продлить полномочия действующего главы государства.
Однако правящая политическая сила посчитала иначе. 6 апреля Сейм вносит правки в избирательное законодательство, которые, в частности, позволяют его маршалку корректировать в рамках конституции дату выборов. Фактически это означает возможность голосования не только 10, а и 17 мая, даже (при определенных обстоятельствах) — в субботу, 23.
Выборы — это не только голосование (хотя относительно него — отдельные вопросы). Это и избирательная кампания. Угадайте, кто потенциально может воспользоваться запретом массовых собраний и невозможностью применения большей части методов агитации? При условии, когда самым эффективным средством продвижения информации остается Телевизия Польска, влияние которой значительно больше подобной структуре в Украине? Социология четко уловила тенденции: если до карантина расклад голосов вел ко второму туру, то через полтора месяца — к победе действующего президента Анджея Дуды в первом. Такое положение дел не интересно никому, кроме правящей партии «Право и справедливость». Вся разноцветная оппозиция дружно заговорила о возможности делегитимизации выборов и о фактической узурпации власти. И не только она. Бюро ОБСЕ по вопросам демократических институтов и прав человека выступило с громким заявлением: президентские выборы в нынешней форме не отвечают требованиям Организации. И обратило внимание на ряд весомых недостатков, в частности: изменения делаются за месяц до выборов, не хватает консультаций с общественностью. Вывод — избирательный закон требует существенных поправок.
На сегодня критикуемые изменения избирательного закона переданы в верхнюю палату — Сенат, где правящая коалиция не имеет большинства. Он может их рассматривать до 30 дней и наложить вето — учитывая понятные опасения всех без исключения оппозиционных сил. Так и произошло: 5 мая Сенат применил право вето. За проголосовали 50 сенаторов, против — 35, при этом 13 представителей ПиС не было на заседании. Правда, Сейм способен преодолеть вето Сената простым большинством и передать документ на подпись Президенту. Вероятно — 7 мая, то есть за три дня до запланированного голосования. Прозвучали первые комментарии со стороны правящей политической силы — возможность объявления состояния стихийного бедствия и перенос выборов.
Между тем, не дожидаясь завершения процедурных вопросов, «Почта Польска» обратилась к гминам (территориальным общинам), чтобы те предоставили списки избирателей для последующего формирования пакетов документов для голосования. Учитывая более чем вялую реакцию органов местного самоуправления на такого рода запрос, вдогонку электронной почте аналогичные указания разослали воеводы (главы областных государственных администраций). Напомню — изменения законодательства в силу не вступили. В Польше, так же, как в Украине, действует Закон «О защите персональных данных». Любой гражданин может обратиться в суд с запросом: на каком основании предоставлены его персональные данные. При отсутствии соответствующего действующего закона ни обращение государственного предприятия, ни письмо от представителя правительства в регионе не являются основанием для принятия решений должностными лицами местного самоуправления. В таком случае суд должен осудить войта, бурмистра гмины или президента города за неправомерные действия, после чего тот потеряет должность. В Украине еще и не такое случалось, но ведь Польша — страна ЕС.
К тому же корреспондентское голосование как таковое еще не гарантирует избирателям безопасности — на днях у работника частного предприятия (из Пйотркув Трибунальского), которое по заказу «Почты Польской» занимается комплектацией избирательных пакетов, обнаружили заражение короновирусом SARS-CoV-2. Этот случай угрозы уже не представляет, но удастся ли избежать подобных в дальнейшем?
Настораживает еще один факт: вместо ЦИК избирательные процедуры должно обеспечить Министерство государственных активов, то есть чисто правительственная структура, а безопасность процесса голосования на выборах — войска территориальной обороны (WOT). Они новые — формирование началось в 2015 г., то есть при действующей власти. Кстати, Польша во время их создания ссылалась на аналогичный опыт Украины. Но есть нюанс — за этими вооруженными формированиями закрепился имидж силовых структур ПиС. Подозрение, недоверие в таком случае вполне очевидны.
«У нас это невозможно» — так называется книга американского писателя Синклера Льюиса, написанная в 30-е гг. ХХ в. о гибели американской демократии. На самом деле — нет ничего невозможного.
На данный момент ни один из одиннадцати муниципалитетов крупных городов Польши списки не подал. Сказываются результаты местных выборов, проходивших в октябре 2018 г. — тогда ПиС удалось несколько увеличить свое представительство на местном (особенно — в восточных воеводствах), но полученные результаты победой назвать трудно. Они имели успех у относительного большинства малых и средних по численности населения гмин, но не в больших. А даже в малых ситуация не выглядит однозначно — подавляющее большинство предыдущих руководителей, которые не являются фанатами правящей партии, снова выиграли выборы.
Поэтому теперь центральная власть в Польше оказалась в состоянии откровенной конфронтации с местными органами самоуправления, где у власти находятся представители других политических сил или же самовыдвиженцы. В конце концов, решение оказалось таким: необходимую информацию предоставило Министерство цифризации, взяв таким образом ответственность за правительство. В то же время есть разница между этими списками и местным самоуправлением — из-за миграции жителей.
Консолидировались известные политики — вчерашние непримиримые политические соперники, порой — идеологические. На днях все предыдущие президенты Польши (Лех Валенса, Александр Квасьневский, Бронислав Коморовский) и подавляющее большинство премьеров (кроме двух) призвали сограждан бойкотировать выборы. Среди подписантов и известный реформатор Лешек Бальцерович. Впрочем, они — политические пенсионеры, значительно больше весит позиция Костела. А она такая: Постоянный совет конференции Польских епископов призвал политиков выработать общую позицию относительно президентских выборов в «этой чрезвычайной ситуации». Дальше — больше: «Епископы просят, чтобы в диалоге между сторонами искались решения, которые бы не вызывали правовых сомнений и подозрений не только относительно нарушения действующего конституционного порядка, но и принципов свободных и честных выборов, принятых в демократическом обществе».
В Сейме зашаталось парламентское большинство. В знак несогласия с намерениями правительства провести выборы, несмотря на коронавирус, ушел в отставку заместитель премьер-министра и министр науки Ярослав Говин. При этом он заявил, что его партия «Согласие» остается в коалиции с ПиС и «Солидарной Польшей». Такая позиция становится понятной, если вспомнить, что партия указанного лидера шла в парламент не отдельно, а по списку победителя. Это означает, что права на отдельное финансирование из государственного бюджета она не имеет. Однако теперь у этого политика «бриллиантовая акция». У него достаточно голосов, чтобы сорвать правящую коалицию — 10 (было 18, но несколько депутатов ушли к старшему политическому партнеру). Ярослав Говин — выходец из «Гражданской платформы», когда он проиграл Дональду Туску выборы руководителя партии, поэтому отошел от нее. Теперь может вернуться — скорее всего, оппозиция в полном составе поддержит отставку действующего маршалка Сейма и избрание на эту должность Ярослава Говина (если, конечно, правящая партия не соберет нужное количество «тушек» из других фракций). Следующий шаг — перенос президентских выборов. После завершения каденции нынешнего главы государства временно исполняющим обязанности президента в таком случае станет глава нижней палаты польского парламента. Ради этого стоит рискнуть?
Большой опасностью при этом является состав потенциальной коалиции: «Гражданская платформа», «Польская коалиция», «Левица», «Конфедерация». Смесь либералов и консерваторов, левых и правых. Можно себе представить, как они договорятся о новом руководстве в парламенте, а вот насчет правительства... Впрочем, вероятно формирование технического правительства меньшинства, которое должно привести страну к внеочередным парламентским выборам.
В противном случае президентские выборы состоятся корреспондентским способом, но не 10, а скорее всего, — 17 мая. Для этого — также немало оснований. Одно из самых весомых — реакция младшего поколения ведущих польских политиков, которые теперь баллотируются на пост президента страны. Из пяти рейтинговых кандидатов от оппозиции только Малгожата Кидава-Блонска призвала бойкотировать выборы, а Роберт Бедронь, Шимон Головня, Владислав Косиняк-Камыш и Кшиштоф Босак решили в дальнейшем принимать в них участие. Для них это шанс заявить о себе — на будущее (если оно будет).
Корреспондентские выборы как таковые не являются нарушением требований Конституции — это всего лишь форма волеизъявления. Но процедуры — да. Чего делать нельзя, чтобы не потерять внешнюю легитимность, как в свое время произошло с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Напомним, что до этого правящая партия провела судебную реформу — жестко раскритикованную ЕС как нарушающую его правила. Ставятся под сомнение базовые ценности — те самые, европейские, о которых мы так много слышали во время работы над текстом Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. Ценности, которые делают возможным существование также полифонической структуры как ЕС (или США) — на основе безоговорочного соблюдения перечня общих норм. Они гарантируют системе внутреннюю устойчивость и защищают от желания внешних сил воспользоваться внутренними процессами и изменить расстановку сил через целевую поддержку определенных группировок — чтобы уничтожить систему с помощью ее же составляющих или же — подчинить себе. Поэтому легитимность системы выше краткосрочных политических интересов. Это касается как Польши, так и Украины. Похоже, что у нашей западной соседки системные проблемы (в т.ч. — с правящей элитой), которые незаметно толкают ее к выходу из ЕС. За сложившуюся ситуацию несет ответственность как власть, так и оппозиция, которые обязаны нарабатывать общий знаменатель на основе ценностей. Власть — значительно больше.
Страстное желание правящей политической силы провести выборы именно сейчас имеет вполне рациональное основание — через пару месяцев Польшу (так же Украину) накроет экономический кризис. После многомиллиардных вливаний на борьбу с COVID-19 он неизбежен, дело лишь в глубине падения и продолжительности преодоления. А раз так, то выборы осенью воспринимаются правящими кругами как плохая идея. Между тем избиратели ПиС — это в основном обычные люди, которые не имеют ни времени, ни возможности мыслить стратегически, только тактически, учитывая состояние собственного благосостояния сегодня. Поэтому их реакция на будущие неудачи и поиск виновных в последствиях быстро приближающегося социально-экономического шторма легко прогнозируема. А теперь представим себе, как будут действовать раздраженные польские избиратели — не захотят ли они воспользоваться опытом украинского Майдана? Но подобное развитие событий — угроза разрушения основ государства.
Для Украины текущее положение дел в Польше — предупреждение о важности соблюдения общих ценностей, правопорядка, уважения к процедурам, умение договариваться на компромиссных началах, преимущества стабильности демократического правового государства и легитимности его власти над краткосрочными партийными интересами. Ценности выше политических интересов.