Недавно в Вашингтоне состоялся Глобальный форум по возвращению активов, полученных преступным путем (StAR), в котором приняли участие главы НАБУ и САП — Артем Сытник и Назар Холодницкий. Ожидали и Генпрокурора Украины Юрия Луценко, но он так и не прилетел. Решил остаться в Украине, поскольку в это время жесткое противостояние между ГПУ и НАБУ достигло апогея. Параллельно началась операция по задержанию экс-президента Грузии Михеила Саакашвили, в которой Юрий Луценко, как глава ГПУ, активно участвовал. Все эти истории, особенно, отсутствие генпрокурора на форуме в Штатах, имели большой резонанс. «День» обратился к послу Украины в США Валерию ЧАЛОМУ с просьбой прокомментировать участие украинской делегации в упомянутом выше форуме и попросил рассказать, как в США отреагировали на противостояние между НАБУ и ГПУ.
«США ПОМОГЛИ ВЫЯВИТЬ СВЫШЕ 3,24 МИЛЛИАРДА УКРАДЕННЫХ СРЕДСТВ»
— Прежде всего, хочу отметить, что на Глобальном форуме рассматривались четыре страны, которые достигли успехов в возвращении украденных активов: Украина, Тунис, Шри-Ланка и Нигерия. Для нас этот форум был действительно как пример успешной истории Украины.
Что касается спекуляций в украинском информационном пространстве об отмене в последний момент приезда на форум руководителя ГПУ, я могу четко засвидетельствовать, что замену Юрия Луценко на его заместителя Евгения Енина планировали очень давно.
Так случилось, что делегация доверила мне полномочия представлять позицию Украины на открытии форума. В своем выступлении я отметил конкретные результаты, которых мы достигли во взаимодействии с США, Латвией и Швейцарией с возвращением украденных средств предыдущим режимом.
В конце работы форума выступил глава НАБУ Артем Сытник и состоялся брифинг заместителя Генпрокурора Евгения Енина. Поэтому подытоживая, могу сказать, что форум — это очень неплохая площадка не только для представления результатов своей работы, но и для того, чтобы иметь контакты с партнерами. Ведь почти 60% всех преступлений, которые совершены с украденными активами, связаны с необходимостью сотрудничества с международными партнерами и внешними агентствами. Такие контакты и такое взаимодействие необходимо для страны. И я бы советовал дальше использовать следующие такие форумы для продвижения наших позиций и интересов.
— А чем определялась успешность стран по возвращению украденных средств — величиной или другими показателями, и сколько нам удалось вернуть?
— Возвращено свыше 1,5 млрд долларов — это, по-видимому, в данный момент наибольшая сумма. Кроме того, США помогли выявить свыше 3,24 млрд украденных средств. Нигерия подписала соглашение о возвращении Швейцарией 300 млн долларов, что будет сделано. Следует отметить, что для возвращения активов, которые были незаконно вложены в недвижимость или другую сферу в США, необходимо сотрудничество с американскими правоохранительными структурами.
— Кстати, а какая ситуация с возвращением средств Лазаренко?
— Вопрос средств Лазаренко для Украины еще не потерян. Я могу сказать как по совместительству посол Антигуа и Барбуда, что этот вопрос поднимался с этой страной. И в настоящий момент, по сути, основная роль за Соединенными Штатами. Я не могу прогнозировать финал этой истории, но мы должны еще хорошо поработать для того, чтобы хотя бы часть средств вернуть в бюджет Украины.
«ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ США ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ С СААКАШВИЛИ ОДНОЗНАЧНА: ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛО УКРАИНЫ»
— В соцсетях большую огласку получило заявление Майка Карпентера, что в случае ликвидации НАБУ необходимо оказывать давление на Украину и сократить помощь нашей стране. Разобрались ли в США, в частности на форуме, о чем в действительности идет речь?
— Действительно, так совпало, что у нас в Украине состоялись такие бурные события и в частности внесение проекта закона об изменении процедуры увольнения руководителей НАБУ и САП. Это, конечно, сразу получило оценку в Вашингтоне, но не на форуме.
Официальный Вашингтон по-разному относится к разным правоохранительным структурам и их руководителям. Со своей стороны, я как посол Украины в США, отстаиваю позицию, что нужно слышать всех. Нет черного и белого. Нужна координация и взаимодействие.
К слову, заместитель генпрокурора Евгений Енин также присутствовал на всех встречах, которые предварительно планировались для руководителей НАБУ и САП, в госдепартаменте и ФБР. Многие удивились, что Украине возвращено 1,5 млрд. долларов не НАБУ, а ГПУ, и что много дел НАБУ связаны взаимодействием с ГПУ.
Следовательно, Вашингтоном поддерживается позиция, что с одной стороны сейчас нельзя допустить негативных политических решений в Украине относительно самостоятельности вновь созданных правоохранительных структур.
Но с другой стороны, я думаю, услышали и мою позицию, что нам нужно взаимодействовать со всеми правоохранительными структурами, а не только с избранными.
Отношение к Луценко в Вашингтоне не хуже, чем к Генпрокуратуре в целом. Да, действительно, вызывали обеспокоенность его заявления о ФБР. Но в Вашингтоне сделан точный вывод, что все делали ошибки. Не только одна сторона святая — НАБУ, а все другие плохие.
Что касается заявления-предостережения Майка Карпентера, который уже не работает в Пентагоне, но там его уважают. Думаю, он немного погорячился, тем более зная, что существует такая помощь Украине, в которой, в первую очередь, заинтересованы сами США.
Как посол, могу сказать, что отмены всей помощи не будет, даже если этого захотят в одном ведомстве или другом.
С другой стороны, к таким заявлениям нам, в Украине, нужно прислушиваться.
Резкого решения обычно не может быть, но если, действительно, процесс в стране пойдет в неправильном направлении, то рассмотрение вопроса уменьшения объемов помощи может состояться.
— Понимают ли в США ситуацию, которая разворачивается вокруг Саакашвили?
— Я могу сказать, что официальная позиция однозначна: это внутреннее дело Украины, которое должно рассматриваться в соответствии с украинским законодательством и с соблюдением процедур. А что касается осуждения действий украинской власти, как это сообщают некоторые СМИ, ничего подобного нет.
«МО И КМУ РАЗРАБАТЫВАЮТ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ АМЕРИКАНСКИХ КАТЕРОВ ДЛЯ ВМС УКРАИНЫ»
— Господин Валерий, а какая ситуация с подписанием президентом США Дональдом Трампом закона об оборонных расходах, который предусматривает выделение средств на сектор безопасности Украины, в частности впервые предусматривается предоставление летального оружия?
— Действительно, в настоящий момент в Конгрессе США обеими палатами принято два документа, которые касаются выделения помощи Украине. Первый — это бюджет на следующий год на оборонные цели США — NDAA (National Defense Authorization Act), который, как ожидается, президент Дональд Трамп подпишет к Рождеству. В рамках этого законопроекта планируется выделить Украине 350 млн долларов прямой помощи. Причем, в рамках этой суммы, в отличие от предыдущих подобных законов, предусмотрена возможность предоставления 50 млн долларов на оборонное оружие летального характера. Идет речь о снабжении катеров береговой охраны, противоминного оборудования, противовоздушного радиолокационного оборудования, систем наблюдения безопасности на морском пространстве.
Кроме этого, в этом законопроекте предусмотрены средства на лечение и реабилитацию тяжелораненых, и, что для нас важно, включительно с сопровождающими лицами, которые раньше сами за себя покрывали расходы или за счет диаспоры или спонсорской помощи. Другой документ — это консолидированный бюджет США на следующий год, в котором могут появиться дополнительные средства для помощи Украине в сфере безопасности и обороны. Эти средства идут через государственный департамент по программе зарубежной помощи. И конкретная сумма такой помощи еще рассматривается в Конгрессе. Но мы рассчитываем, что она будет составлять ориентировочно 85-95 млн. долларов. Кроме этого, в других программах заложены средства, которые идут в поддержку безопасности границ Украины, реформ, в том числе в секторе безопасности. Поэтому об окончательной цифре американской помощи мы узнаем в следующем году.
— Недавно я брал интервью у контр-адмирала ВМС США Дениэля Двайера, который сказал, что передача США украинским ВМС катеров береговой обороны задерживается из-за украинской стороны. Что вы знаете об этой ситуации?
— Сейчас Минобороны и Кабмин разрабатывают механизм финансирования для транспортировки этих катеров. Дело в том, что согласно договоренности с американской стороной при передаче подобного вооружения должно быть наше участие.
«В США ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР, ЧЕМ У НАС»
— Некоторые эксперты отмечают, что, возможно, Украине не нужно создавать много правоохранительных структур, а брать пример с США, где основные функции борьбы с коррупцией и контрразведки выполняет одна структура — ФБР. Что скажете на это?
— Это не так. Здесь, в США, только 17 разведывательных структур, и если говорить, например, о борьбе с коррупцией, то финансовая разведка не менее мощна, чем ФБР. В США еще больше правоохранительных структур, чем у нас. Но важнее другое — у них хорошая координация. А у нас на это никто не обращает внимания.
Я уже не говорю о том, что контроль Конгресса правоохранительных структур в США задействован намного больше, чем у нас контроль парламента. Поэтому я бы в действительности усиливал не столько общественный контроль, как парламентский этой сферы деятельности.