Снова прилагаются усилия, чтобы сделать мир безопасным для банковских инвестиций. МВФ готовит «вывод из кризиса», оцениваемый в 20 млрд. долларов, чтобы предохранить Аргентину от дефолта по займам у иностранных кредиторов. Как обычно, инвесторы получат деньги, в то время как Аргентина еще глубже погрязнет в кризис.
История началась несколько десятилетий назад. С 1940-х по начало 1990-х в управлении Аргентиной были сделаны серьезные ошибки. Военные и гражданские правительства чередовали друг друга в безответственной денежной и фискальной политике, а также в торговом протекционизме, который отрезал Аргентину от мирового рынка. Это сочетание привело к образованию огромного внешнего долга, низкому уровню экспорта по отношению к размеру экономики, а также высокому уровню инфляции.
В начале 1990-х, президент Карлос Менем и министр финансов Доминго Кавальо предприняли ряд решительных мер, сокращающих дефицит бюджета и прекращающих протекционизм. Однако, чтобы побороть инфляцию, они прибегли к хитрости. Они зафиксировали валютный курс одного песо по доллару США и пообещали, что этот валютный курс никогда не изменится. Данная система известна под названием установление «валютного потолка».
Бесповоротное фиксирование валютного курса было в лучшем случае игрой, в худшем случае ошибкой. Валютный курс — это предохранительный клапан: когда экономика становится неконкурентоспособной, скажем, если международный спрос на ее продукцию сокращается, или внутренние цены становятся выше, чем в других странах. Упадок ценности валюты может восстановить спрос на национальную продукцию и, таким образом, сохранить занятость. Если обменный курс бесповоротно зафиксирован, этот предохранительный клапан исчезает. Экономика может остаться неконкурентоспособной на многие годы, вызывая хронически высокий уровень безработицы и медленный экономический рост.
Сначала казалось, что Аргентина расплатится по этой игре. Иностранные инвесторы, мало разбирающиеся в макроэкономических процессах и долгосрочном росте, были восхищены вновь приобретенной аргентинской стабильностью. Они вливали деньги, казалось, что Аргентина начала быстро расцветать. Но очень легко расцветать, когда есть денежные вливания. Инвесторы не понимали, что Аргентина рисковала войти в долгосрочную стагнацию в результате своей игры с валютным потолком.
С 1991 по 1993 год в Аргентине стремительно росли зарплаты и цены. В результате на многие экспортные товаров для мирового рынка Аргентина завышала цены. К счастью, Бразилия также становилась очень дорогой экономикой в результате установления фиксированного курса бразильского реала по отношению к Доллару США в 1994 году. Аргентинские производители могли продавать товары в Бразилию, даже если они не могли их продать куда-либо еще. В 1995 году Аргентина пережила глубокий финансовый кризис, но быстро восстановилась, когда увеличился экспорт в Бразилию.
Удовлетворенная собственным успехом, Аргентина начала склонять другие страны к установлению валютных потолков. Я с ними спорил, утверждая, что Аргентина находится в более сложном положении, чем это кажется, и что Аргентина не должна поощрять других вступать в подобную игру. Прислушивались немногие. Аргентинские власти повторяли мне, что я заблуждаюсь и что Аргентина в прекрасной форме. МВФ также поощрял Аргентинскую игру и призывал, например, Болгарию применить подобный подход.
Согласно предсказаниям, аргентинская игра закончилась неудачно. В начале 1999 года Бразилия решила переоценить свою валюту. К сожалению, бразильские товары были дешевле, чем аргентинские, и бразильские потребители и бизнесмены сократили объем закупок. Автомобильные производители с разделенным между Аргентиной и Бразилией производством перевели производственный процесс на бразильские фабрики. Вырос уровень безработицы, и ВНП сократился на 3,1% в 1999 году, в то время как ВНП Бразилии увеличился на 1%. Аргентина была не единственной южноамериканской экономикой, пострадавшей в 1999 году, но другие исправили валютный курс для восстановления конкурентоспособности на мировом рынке. Аргентина застряла на своем «валютном потолке» и переоцененной валюте.
Как только инвесторы поняли аргентинские прогнозы, они начали практиковать демпинг государственных ценных бумаг, и рисковая премия по займам Аргентине возросла на несколько процентов. В начале этого года инвесторы потребовали рисковой премии в 6 пунктов, чтобы купить долги Аргентины. Компании по рейтингу ценных бумаг занижали аргентинский правительственный долг, что способствовало дальнейшему увеличению рисковой премии. Не так давно держатели аргентинского долга получали уровень возврата в 15% каждый год или даже больше. Высокая ставка процента компенсировала риск прекращения выплат и девальвации валюты, или и того, и другого одновременно.
Держатели аргентинского долга в настоящий момент возопили, что мир придет к концу, если Аргентина девальвирует свою валюту или отложит выплаты по долгу. Верный своему долгу МВФ собирается спасти держателей ценных бумаг. МВФ, Мировой Банк и Внутриамериканский Банк развития собираются выделить кредит Аргентине в 20 млрд. долларов, чтобы страна смогла продолжить выплаты долга без изменения валютного курса. (Если бы была проведена девальвация обменного курса, кредиторы держатели аргентинскогодолга, обозначенного в песо, получили бы меньшие суммы в долларах США).
Этот «выход из экономических трудностей» не выведет Аргентину из трудностей. Рекомендация МВФ — сократить правительственные расходы и увеличить налоги — углубит кризис. Деньги, предназначенные на этот «выход» будут содействовать тому, что инвесторы по-прежнему будут игнорировать реальные риски. Да, аргентинский долг, возможно, будет выплачен, но аргентинские налогоплательщики и рабочие понесут в ближайшие годы тяжелое бремя.
Что должно быть сделано? Во-первых, Аргентина должна снять свой валютный потолок и девальвировать свою валюту. Аргентина неконкурентоспособна, и в течение нескольких лет ее рост будет медленным, если не изменить валютный курс. Отчаянным ударом Аргентина может девальвировать валюту и вступить в денежный союз с Бразилией. (Другая надежда для Аргентины в том, что доллар США упадет в цене по сравнению с евро и аргентинский песо станет более конкурентоспособным vis-a-vis евро).
Во-вторых, МВФ должен позволить Аргентине и ее кредиторам разработать соглашение рефинансирования или реструктуризации. «Вывод из кризиса» только обогатит кредиторов и позволит им продолжить вести безответственную игру и игнорировать макроэкономическую действительность. В-третьих, Мировой Банк и Банк Внутриамериканского развития, оба институты развития, не должны использоваться не по назначению для краткосрочных «выводов из кризиса». В-четвертых, МВФ и другие институты должны прекратить внелимитные денежные игры, как, например валютные потолки и фиксированные обменные курсы. Такие конструкции имеют смысл при редких обстоятельствах (возможно, в очень маленьких и открытых экономиках, как, например, в Эстонии). Даже если эта система имела смысл в Аргентине в 1991 году для прекращения гиперинфляции, оказалось, что другим странам приходится платить за нее высокую цену.