Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Попытка партнерства с коррективами

11 декабря, 2001 - 00:00

В свое время в Украине уже разрабатывалась стратегия планомерного вступления страны в НАТО как в механизм европейской и глобальной безопасности. По разным, прежде всего, внутренним причинам она не была закончена, зато была хорошо забыта. Но тогда была абсолютно другая и внешняя, и внутренняя украинская ситуация. Тогда Киев пытался сблизиться с Западом, проводя при этом свою собственную политику, тогда не было событий 11 сентября, которые многое изменили в восприятии самих основ международной политики, тогда, наконец, не было «кассетного скандала», который окончательно вытеснил Украину на обочину европейских процессов. Тогда не было реального сближения позиций между Западом в целом и НАТО как одним из инструментов его политики с Россией, которая именно на фоне антитеррористической операции позиционировала себя как одного из ведущих игроков, который имеет право не только ставить вопросы, но заставлять считаться со своими интересами. Наконец, вряд ли можно сомневаться в том, что отношения Украины с НАТО, в принципе неплохие, могут быть просто другими — т.е. по-настоящему партнерскими. В этом просто следует убедить всех, начиная с себя, и просто выдерживать один заданный курс, не сбиваясь на «многовекторность». Ничего странного нет ни в том, что это предложение прозвучало, ни в том, что на него не поступило немедленного ответа.

Заявления о необходимости пересмотра отношений с НАТО в сторону их углубления являются на самом деле скорее признаком поворота к нормальному состоянию дел, чем новой тенденцией во внешней политике. Тем более, что на этот раз Россия, которой НАТО предложила образовать новый механизм совместного принятия решений, вряд ли сейчас серьезно будет протестовать, а ее СМИ опять переполнятся спекуляциями на тему «Украина — НАТО». И таким образом, можно смело утверждать, что политики могут сколько угодно заявлять, что отношения между Украиной и США, между Украиной и НАТО, между Украиной и ЕС являются самостоятельными и самоценными. В реальной жизни они все равно будут выстраиваться на том пространстве для маневров, которое останется в соответствии с договоренностями между Россией, Западом и Украиной. И в любом случае сегодня они будут вторичными, как бы ни досадно это было. Причем вторичными преимущественно по вине самой Украины, которая оказалась не в состоянии реализовать свои шансы, и элитам которой стало комфортно следовать курсом, проложенным другими. В этом может и не быть ничего плохого — в том случае, если это состояние окажется переходным к рождению новых элит, которые предложат обществу новую политику. Тогда, возможно, некоторые темы просто исчезнут сами собой, а некоторые новые возникнут. В частности, условия нормального, адекватного украинским возможностям уровня отношений Киева с Европейским Союзом. В этом будет мало декларативной поддержки, выраженной канцлером Шредером, право на это надо доказать практикой.

Следовательно, на самом деле речь идет просто о возвращении к нормальному положению — но с четким пониманием того, что это положение будет базироваться уже на новых условиях. Которые вполне пригодны для использования в собственных интересах. Виктор ЗАМЯТИН, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ