Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пора действовать, и действовать быстро

Какой должна быть морская политика Украины
21 ноября, 2019 - 19:42
13 НОЯБРЯ 2019 Г. ОДЕССА. ОФИЦИАЛЬНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ В СОСТАВ ВМС УКРАИНЫ ДВУХ КАТЕРОВ КЛАССА «АЙЛЕНД» / ФОТО С САЙТА ARMYINFORM.COM.UA

Два серьезных мероприятия состоялись 13—14 ноября в Одессе — это принятие в состав Военно-морских сил Вооруженных сил Украины американских патрульных катеров класса «Айленд» и поисково-спасательного судна «Александр Охрименко», а также проведение 3-й Международной конференции по морской безопасности (далее — конференция). Оба мероприятия прошли в тесной связи с направлением на укрепление национальной безопасности на море.

Для специалистов морской отрасли не является тайной, что море — огромная национальная ценность Украины. У нас есть исключительная морская экономическая зона (далее — ИМЭЗ), которая равняется 12,5% территории страны на суходоле и имеет уникальные биоресурсы. Недра под ИМЭЗ — континентальный шельф Украины — содержит сотни миллиардов кубических метров природного газа. Морские транспортные коридоры питают экономику Украины, в которой портовая перевалка в 2018 году демонстрирует беспрецедентный рост, например, Одесский портовый хаб — до 25%.

В то же время Мариупольской морской порт, расположенный на побережье Азовского моря, в 2018 году на 9,8% уменьшил портовую перевалку по сравнению с 2017-м, показатели первой половины текущего года еще хуже — минус 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это последствия эмбарговых действий в Азовском море с целью удушения экономики украинского Приазовья, то есть прямого влияния морской опасности на экономику государства со всеми негативными последствиями.

Следует напомнить, что за последние годы мы также стали свидетелями захвата Москвой газодобывающих платформ в Черном море и создания зоны запрета доступа в районе их расположения, формированием пула угроз в районе интенсивного судоходства в северо-западной части Черного моря, в том числе вблизи дельты Дуная. Это все жесткая реальность, в которой потери Украины, к величайшему сожалению, реальны и измеряются не только аннексией сухопутной территории Крыма.

В этих условиях мы должны исходить из профессиональной оценки уровня угроз и адекватного реагирования на их активацию на ранних стадиях — эта простая формула является альфой и омегой кризисного реагирования для недопущения перерастания кризиса в масштабный вооруженный конфликт. В то же время мир быстро двигается, в том числе в технологиях военного назначения. Стойкой тенденцией стала технологическая насыщенность современного морского вооружения, которое предоставляет возможности охватывания с моря, воздуха и суши, внезапного вторжения противника как реального, так и виртуального, из ситуации, которая якобы ничего не предвещает, и динамического продвижения вперед. То есть время в современных морских операциях имеет непревзойденное значение: вы либо действуете «как рыба в воде» в быстротекущей динамике, опережающем операционном  ритме, или... проигрываете. В этих условиях мы должны дать профессиональный ответ на ключевой вопрос: мы сильны и способны дать отпор агрессивным намерениям на море или имеем конкретные уязвимые места, которые провоцируют агрессию именно нашей слабостью? Если нет — должны целевым порядком действовать, и действовать немедленно...

Следует отметить четкую позицию министра обороны Украины Андрея Загороднюка, выраженную в ходе конференции, его профессиональные месседжи по проблематике морской безопасности. Они свидетельствуют о политической готовности власти воплотить решительные меры по наращиванию возможностей национального военного флота. Вообще, министр обороны Украины впервые принял участие в этом важном международном мероприятии, которое ежегодно собирает специалистов высшего уровня для обсуждения региональной проблематики морской безопасности и формирования очертания целесообразных мер общего реагирования на нее. Участники мероприятия отметили, что участие министра — позитивный индикатор того, что власть имеет политическую волю разрешить неотложную проблематику обеспечения морской безопасности. Хочу поблагодарить Минобороны, руководство Одесской областной и городской государственных администраций, Херсонской областной государственной администрации, наших западных партнеров — всех, кто способствовал и принял участие в нынешней конференции.

В то же время не является тайной, что в Украине продолжает господствовать континентальное мышление как во власти, так и в гражданском обществе. Из-за этого у нас нет структуры морской безопасности в составе аппарата Совета национальной безопасности и обороны, полномочного военно-морского представительства в Минобороны и Генеральном штабе, государственный заказ морской номенклатуры размыт относительно приоритетов и окончательно определяется не командованием ВМС, существует самая серьезная жилищная и другая проблематика — это всего лишь верхушка айсберга национальной проблематики относительно владения морем и его защиты.

Торжества по случаю принятия в состав национальных ВМС двух «Айлендов» де-факто засвидетельствовали первый реальный шаг по формированию целесообразных москитных возможностей нашего военного флота. Москитная тема не нова, но от этого ее актуальность для национальных ВМС не уменьшается — пора действовать, и действовать быстро. Конечно, шаги, зафиксированные на этом пути Одесской церемонией, вдохновляют. Важно также понимать, что мы получили от США боевую систему, которая имеет разные взаимосвязанные составляющие для действий на море, и это произошло впервые в наших стратегических партнерских отношениях. В следующем году ожидаем пополнения москитной группировки еще тремя катерами такого класса.

Безусловно, «Айленды» — в составе ВМС (они получили названия «Старобельск» и «Славянск») имеют хорошие возможности относительно установления современного морского вооружения, в частности противокорабельного и других видов оружия, а также уникальные для такого класса кораблей свойства относительно патрулирования значительных морских акваторий — именно такой потенциал является крайне необходимым для нашего флота. Конечно, актуальной является практическая реализация указанного потенциала.

Посещение этих не новых, но в прекрасном состоянии относительно технической готовности и обитаемости экипажа катеров по сравнению с тем, что получено ВМС за эти годы, наталкивает на целесообразность продолжить имплементацией подхода, ориентированного на боевые возможности. Это другое, чем загрузка заказами национального производства, потому что на первом месте должны стоять именно целесообразные возможности: никто из нас не покупает в супермаркете ему не нужное, почему флот должен думать о производителе, а не о том, что ему действительно необходимо для защиты государства на море?

Сразу хочу охладить возможную эмоциональность сторонников использования исключительно национальных кораблестроительных возможностей: разворачивание производства современного морского вооружения в Украине с локализацией строительства платформ, производством замкнутого цикла ключевого вооружения морской номенклатуры и трансфером новейших технологий — это целесообразная и абсолютно реальная задача, которую следует решать в тесном взаимодействии и интеграции с нашими партнерами. Альтернатива синергии — продолжение разговоров о прошлых достижениях кораблестроительной отрасли в Украине, целесообразность актуализации которых в советских масштабах сомнительна из-за других геополитических условий и потерянных в прошлые годы возможностей, а также существования в мире современных, во многом более совершенных и значительно более эффективных технологических решений, чем те, которые реализовывались в 70-80-х. Современность совсем другая и нуждается в других бизнес-моделях и технических решениях, чем те, которые существовали в прежние советские времена. Лучше перейти от дискуссий обо всем и одновременно ни о чем к конкретным шагам по созданию сбалансированной мультирольной москитной группировки — партнеры готовы помогать Украине, но ход за нами.

Вообще москитная концепция — это не только о малоразмерных быстроходных боевых катерах. Это в первую очередь способ асимметричного операционного мышления, которое опирается на профессиональные, правдивые оценки, даже если они неприятны с точки зрения того, что уже произошло или может произойти, и профессиональные предложения, которые сочетают реализацию преимуществ быстротекущего влияния, массирования усилий и гибкого маневра. Организаторы конференции, а это командование Военно-морских сил Вооруженных сил Украины и Международный центр стратегий безопасности и обороны, хорошо понимают важность описанного.

В действительности движение в новое никогда не было и не будет простым. Современные и эффективные ВМС для Украины — это новое, в новейшей истории Украины было лишь несколько проблесков, когда этому вопросу предоставлялось адекватное государственное понимание на военно-политическом уровне. Последние годы не являются исключением: во время первой и второй конференции все мы чувствовали сопротивление профессиональному военно-морскому виденью со стороны оборонного ведомства. Один из спикеров конференции, военный эксперт Майкл МакКарфи, констатировал, что сначала в Киеве вообще не хотели воспринимать работу над формированием Стратегии Военно-морских сил Вооруженных сил Украины до 2035 года (далее — Стратегия ВМС, она была презентована на второй конференции в 2018 году):

• первый аргумент против Стратегии ВМС был сугубо бюрократическим: поскольку эта стратегия не определена в документах существующего процесса планирования оборонной деятельности, то она не имеет юридического статуса и потому не должна существовать вообще. Вот такая оценка имела место два года назад... Ситуация изменилась из-за того, что руководство ВМС ВС Украины совместно с неправительственным экспертным кругом продемонстрировали практическую ценность наличия в государстве такого документа, который очерчивает виденье будущего и волю работать над его созданием. Сейчас вопрос в реализации — уроки первого года после утверждения Стратегии ВМС свидетельствуют о принципиальной важности единого государственного понимания целесообразных путей ее реализации и полноценного обеспечения в треугольнике задачи-возможности-ресурсы;

• второй аргумент заключался в том, что Стратегия ВМС предложила «неправильную» концепцию с приоритетом на создание москитного флота — вместо этого, по убеждению центральных структур, Украине важно и нужно возобновить сильный и мощный флот, лишь масштабные инвестиции в национальную кораблестроительную промышленность и строительство больших военных кораблей могли бы обеспечить необходимую Украине морскую оборону. В настоящий момент эти оценки также меняются. В Министерстве обороны и Генеральном штабе растет признание, что Украина имеет мало шансов в условиях обычного силового конфликта на море в симметричном противостоянии с Российской Федерацией. Нереальной также является сама идея о том, что Украина может позволить себе иметь корабельный состав аналогичных возможностей. Сейчас, в процессе оборонного осмотра, Министерство обороны изучает стратегические концепции, которые подчеркивают небольшие, ловкие, автономные подразделения, стремящиеся использовать асимметричные варианты применения, чтобы увеличить как риск, так и стоимость любой агрессии. Отмеченное частично получило вдохновение концепцией москитного флота, определенной в приоритетах Стратегии ВМС.

Важной во время конференции стала дискуссия относительно морской политики государства, а также национального морского мышления. Крайне актуальными определены разработка и принятие Морской стратегии Украины — целостного документа государственного уровня относительно морской политики государства, который должен охватить по крайней мере четыре основных блока:

• первый — это собственно морская политика и культура: на национальном уровне должны быть созданы принципы владения Украиной собственным морем — определена всесторонняя, профессиональная, реалистичная, логическая и мудрая морская политика Украины и ключевые меры формирования State`s Sea Power культуры политической элиты страны национального морского сознания;

• второй — это ключевые принципы военно-морской стратегии: они должны быть уточнены в направлении профессиональной логики — от идентификации угроз, реальных и потенциально опасных, их сдерживания, защиты суверенных прав государства путем адекватного асимметричного ответа на угрозы на ранних стадиях их активации до ведения оборонных операций на море. В этом блоке также должны быть тесно связаны политико-дипломатические усилия Украины на море с ее военно-морской деятельностью (патрулированием, обучением, визитами, гидрографической и др. деятельностью), потому что дипломатия на море эффективна лишь в тесной взаимосвязи с военно-морской активностью. Именно это должно обеспечить Украине свободный доступ к морским путям сообщения и ресурсам ИМЭЗ, свободу судоходства и соблюдение норм международного морского права в ее морских пространствах;

• и третий — это общая морская безопасность: в условиях де-факто разрушенных механизмов Документа о мерах по укреплению доверия и безопасности в военно-морской отрасли  на Черном море, инициатором которого была Украина и который до недавнего времени имел рамочный характер относительно всех других безопасностных инициатив в Черноморском регионе, должен быть найден и закреплен в Морской стратегии Украины новый эффективный региональный формат предотвращения морских кризисов. По крайней мере стратегия должна содержать целевое очертание безопасностного сотрудничества на море, которого Украина стремится достичь на базе национальных интересов и реализует на практике.

Как всегда мудрым и профессионально аргументированным было выступление на конференции Евгения Кирилловича Марчука, хорошо известной в Украине и далеко за ее пределами личности геополитического масштаба, который привел очень интересные ретроспективные аналогии между прошлым и настоящим, циклы активации угроз на море и рекомендации относительно их отведения. Высокопрофессиональную аналитику Евгения Кирилловича участники мероприятия признали одной из самых глубоких и всесторонних. Интересными были системные выступления профессора Института законодательства Верховной Рады Украины, доктора юридических наук Бориса Бабина, первого заместителя руководителя Государственного учреждения «Госгидрография» Богдана Устименко, профессиональные виденья коллег из США, Турции и Грузии, интеллектуальные контрибуции многих других участников конференции.

В целом в церемонии передачи катеров и 3-й Международной конференции по морской безопасности приняло участие мощное профессиональное представительство Украины и многих дружественных государств. Это является свидетельством формирования вокруг Украины эффективного профессионального международного морского комьюнити, глубоко понимающего проблематику региональной безопасности и важность совместных действий относительно ее решения. Огромная благодарность всем, кто готовил оба мероприятия, на разных временных этапах способствовал их проведению и принял участие — это заслуживает глубокого уважения.

Известно, что Военно-морские силы являются наименьшим по численности видом Вооруженных сил Украины. Но он демонстрирует наибольшую динамику целесообразных трансформационных изменений, имеет наибольший процент личного состава, который общается на операционном английском, — и это не только офицеры. Сегодня можно констатировать: принята в прошлом году Стратегия ВМС реализует свою роль агенту трансформации, меняя способ мышления и содержание деятельности персонала как профессиональной команды с концентрацией не на привычных для прежней советской системы управленческих вертикалях, а на интегрированный горизонтально персонал, чтобы запланированные изменения были организованы правильно и действия достигли своей цели. Наконец, и, возможно, одно из самых главных, что эти изменения требуют военного моряка нового типа, именно над этим работают в штабе флота в рамках концепции под названием «Военный моряк — 2035», реализация которой должна начаться как можно скорее. То есть фактически ВМС является локомотивом национальных процессов, направленных на достижение двуединой цели: формирование целесообразного очертания боевых возможностей Украины на море и достижение взаимосовместимости с коллегами в НАТО — эта динамика, этот ритм должны быть всесторонне поддержаны государственной властью, а опыт — учтен в реформах Сектора безопасности и обороны.

Учитывая уроки прошлого, путь создания адекватных угрозам Военно-морских сил никогда не был простым. И, видимо, не будет. Но именно сегодня есть шанс совместно с партнерами реализовать эффективный и одновременно необременительный с точки зрения расходов национальных ресурсов вариант защиты национальных интересов на море. По сути, это шанс выстоять и укрепиться: Украине — как морскому государству, а национальным Военно-морским силам — как виду Вооруженных сил, что совместно с другими видами национального войска будет иметь все необходимое для гарантированного отведения (локализации, нейтрализации и ликвидации) угроз нашему государству с моря.

Время мудрых государственных решений и эффективных действий.

 

Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ