Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пора примирения

Воспользуются ли шансами Израиль и Палестина
18 февраля, 2005 - 20:52
ЖАЖДА МИРА. НА ФОТО — ИЗРАИЛЬСКИЙ СОЛДАТ УГОЩАЕТ ВОДОЙ ПАЛЕСТИНСКОГО МАЛЬЧИКА / ФОТО РЕЙТЕР

Смерть Ясира Арафата возложила исключительную ответственность на плечи нового президента Палестины Махмуда Аббаса. Для того, чтобы перейти самый ответственный момент в постарафатовской истории Палестины — президентские выборы — смогли объединиться фактически все лидеры ФАТХ. Палестинские интересы на это время были поставлены выше всяких кратковременных конъюнктурных соображений, что позволило провести выборы дисциплинировано и без всяких инцидентов.

Однако вряд ли можно сказать, что самая опасная стадия вхождения в процесс мирной разрядки для палестинцев уже завершилась. Демократически проведенные выборы — это только первый шаг на долгом пути к провозглашению независимого палестинского государства, и если они хотят пройти этот путь до конца, то должны действовать рассудительно и осмотрительно. Амбициозная цель Аббаса — демилитаризовать сопротивление палестинцев, начать переговоры с израильтянами, привлечь международное посредничество, которое бы заставило Ариэля Шарона соблюдать международные обязательства. Палестинский президент стремится к отмене комендантского часа и достижению взаимного перемирия с израильтянами.

Сейчас Махмуд Аббас сталкивается с разным видением с израильтянами территориального вопроса и проблемы еврейских поселений, которое вполне может подорвать столпы становления палестинского государства. Израильский премьер Шарон настаивает на строительстве разделительной стены и превращения ее в геополитическую границу. Он также настаивает на реализации одностороннего разъединения в Секторе Газа. Аббас сегодня пытается расширить фронт союзников.

Вскоре палестинского лидера ожидают непростые трехсторонние переговоры в Вашингтоне. Зная наперед, что президент США Джордж Буш будет поддерживать Израиль при любых обстоятельствах, Махмуд Аббас должен проводить филигранную политическую игру. Между тем реализацию палестинско-израильского мирного проекта, возможно, стоит рассматривать в контексте всей арабской политики за последние пятьдесят лет: первое военное поражение в войне против Израиля, коррупция, пренебрежение правами человека и проблемы с демократией, склонность не соблюдать обязательства. Поддерживая иллюзию возможности существования единой арабской нации, которая из-за несоответствия политических интересов и расхождений во взглядах по поводу определения лидерства в арабском мире, воспринималась чисто формально, арабские страны, по сути, подталкивали палестинцев к продолжению противостояния с мощным в военном отношении израильским противником.

Возможно, признав это, стоит сделать определенные коррекции во время реализации мирного процесса? Сейчас выглядит так, что каждое арабское государство, в первую очередь, должно заботиться о своих интересах и планировать собственное будущее. Идеи «панарабизма» как противовес иностранным вызовам только ограничивают поле политических маневров любой арабской страны. Можно вспомнить, какую обструкцию устроили Египту, когда он в 1979 году первым из арабских государств подписал мирное соглашение с Израилем, положив начало мирному процессу на Ближнем Востоке. В этом смысле можно поставить вопрос — внесла ли вообще Лига арабских стран или любая другая региональная организация какой-то видимый вклад в урегулирование многолетнего конфликта между палестинцами и израильтянами?

Так не стоит ли переформировать эту проблему несколько иначе? Снять из-за отсутствия необходимости коллективные обязательства арабских стран. Таким образом, если вы не желаете заключать соглашения с Израилем или Соединенными Штатами, то пусть это будет так. Но если у палестинцев таки появляется шанс договориться с израильтянами, не стоит вмешиваться в переговорный процесс, подталкивая одну из сторон конфликта к продолжению непримиримого отношения к своему оппоненту. Кроме палестинской проблемы, вряд ли можно говорить вообще об обязывающей коллективной национальной арабской программе. Поскольку каждое арабское государство разрабатывает и реализует программу собственной внешней политики, коллективная национальная арабская программа выглядит просто как фикция.

Однако, сегодня сакраментальный вопрос «to be or not to be» для палестинцев стоит довольно конкретно — продолжать и впредь оказывать безнадежное сопротивление, или же, опираясь на переговорный процесс с израильтянами, пытаться провозгласить жизнеспособное палестинское государство. В прошедшие несколько недель израильтяне постоянно превозносили Махмуда Аббаса, сравнивая его с Ясиром Арафатом, в отличие от которого новый президент отвергает насилие и настаивает на переговорах с израильтянами. Они осознают, что благодаря быстрой мобилизации усилий, Аббасу удалось избежать очередных запусков ракет по израильским городам и нивелировать сопротивление в Секторе Газа, особенно после того, как уже были нанесены успешные удары по израильским поселениям.

Усилия Аббаса особенно важны для того, чтобы превратить неустойчивое перемирие между двумя конфликтующими сторонами в стабильный мир. Возможность продолжительного мира, однако, в большей степени зависит уже не от самого Махмуда Аббаса, а от того, насколько серьезно отнесутся к его настойчивым призывам прекращения огня радикальные палестинские группировки. Вполне естественно, что каждая из сторон противостояния, находясь в поисках выработки общей политической платформы для исторического шага понимания, не может не считаться с мнением оппонентов в своих странах.

Для президента Аббаса чрезвычайно важно продлить ситуацию перемирия по крайней мере до лета, когда выборы в Палестинской автономии прояснят расстановку политических сил. Несомненно, Шарону будет трудно предложить Аббасу много политических «подарков», учитывая, что давление на израильского премьера со стороны израильского правого крыла (включая его собственную партию) не проявляет никаких тенденций к уменьшению. С другой стороны, Ариэль Шарон осознает тот факт, что в Вашингтоне хотят, чтобы он пошел на компромисс с новым палестинским лидером.

В любом случае, нынешнее хрупкое перемирие выглядит как новая игра для выигрыша времени, очень важная для Махмуда Аббаса, поскольку дает ему шанс и соблюдать мирные обязательства палестинской власти, и, в то же время, не прибегать к фатальным компромиссам с израильтянами, которые бы вызвали возмущение в палестинском обществе. Однако, образно говоря, Махмуд Аббас и Ариэль Шарон под давлением обстоятельств сели в один поезд, но искренне надеются на то, что прибудут в разные пункты назначения. Успех подобной поездки действительно довольно проблематичен, поскольку процесс продвижения вперед не обязательно является движением к поставленной цели — установлению широкомасштабного и стабильного мира между палестинцами и израильтянами.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ