Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послание Арафату доставили ракетами

5 декабря, 2001 - 00:00

Последние сообщения по Ближнему Востоку уже, скорее, напоминают сводки о войне. Собственно, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, который срочно вернулся с визита в Соединенные Штаты сразу после терактов в Иерусалиме и Хайфе, так и охарактеризовал ситуацию в своем телеобращении к нации: Израилю навязана война с террором, и эта война не будет короткой и легкой. «Но мы победим», — сказал при этом израильский премьер. Палестинцы это расценили именно как объявление войны. Вчера утром израильские танки уже вошли на палестинскую территорию — об этом сообщили все мировые информационные агентства со ссылкой на главу палестинской делегации на переговорах Саэба Эраката. Он также заявил, что израильские бульдозеры разрушили часть взлетной полосы международного аэропорта в Газе. Эракат также говорил, что израильские танки находятся во многих местах сектора Газа и Западного берега реки Иордан, и призывал руководство Соединенных Штатов и европейских стран «остановить Шарона». Согласно другим сообщениям, израильские вооруженные силы подвергли ракетным ударам несколько целей на палестинских территориях, в том числе — город Дженин, где, как считается, проживает большинство организаторов и участников терактов, совершенных в воскресенье и субботу, резиденцию лидера Палестинской автономии Ясира Арафата в Газе. При этом, по некоторым сообщениям, на вертолетной площадке резиденции были уничтожены два вертолета из трех. Палестинцы также утверждают, что в результате обстрелов различных объектов, в том числе казарм гвардии, есть много убитых и раненых. Представители Израиля, в частности, министр иностранных дел Шимон Перес, в свою очередь, заявляют, что вооруженная акция, которая началась после экстренного заседания кабинета министров, скорее всего, является предупреждением и посланием Арафату, чем собственно военной операцией. В интервью Си-Эн- Эн Перес заявил, в чем состоит суть послания к Арафату, переданного при помощи танков и ракет: «возьми ситуацию в свои собственные руки, и отвечай на реальную проблему».

Израиль в ультимативной форме требует от Арафата четких действий, которые бы продемонстрировали, что он действительно борется с терроризмом и нацелен на подписание мирного соглашения. К террористическим организациям Израиль причисляет не только известные Хамас и Исламский джихад, против которых палестинские силы безопасности уже провели акцию сразу после терактов, но также элитную гвардию Арафата «Сила-17» и группировку Танзим, приближенную к движению Фатах, возглавляемому самим Арафатом. Сам Арафат приказал найти и отдать под суд организаторов и исполнителей последних терактов. Представитель Палестинской автономии при ООН Хасан Абдель Рахман заявил Си-Эн-Эн, что несправедливо требовать ответственности по контролю над террористами только от палестинской власти. По его словам, условия, созданные Израилем, делают палестинцев очень сердитыми и разочарованными.

Соединенные Штаты уже дали понять, что будут поддерживать Израиль и будут давить на Арафата. Моральное преимущество на стороне Израиля — поскольку не израильтяне-самоубийцы устраивали взрывы в Палестине, а как раз наоборот, причем без каких-либо осмысленных мотивов. Право Израиля на самооборону признано международным сообществом. Правда, в то же время ООН подчеркивает недопустимость новой оккупации Западного берега и сектора Газа. Кадры радости после трагедии 11 сентября в Соединенных Штатах на улицах городов Палестинской автономии, которые обошли мир сразу же в тот день, также вряд ли прибавят международных симпатий палестинцам. В то же время среди палестинских арабов господствуют настроения именно священной войны на уничтожение Израиля, которые вряд ли можно преодолеть сразу же даже при сильном желании Арафата. Сам же он рискует быть смещенным более радикальными группами. Таким образом, ситуация действительно приближается к новой масштабной войне. А украинское предложение провести переговоры между израильской и палестинской делегациями в Крыму уже, очевидно, отошло в небытие.

КОММЕНТАРИИ

Анна АЗАРИ , Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Украине:

— Что это было, зачем это было сделано, что может быть дальше?

— Зачем это было сделано — достаточно понятно, это — показатель Ближнего Востока. Это было сделано из-за очередных попыток приблизиться к мирному соглашению. Видимо, кто-то не хочет мира. Помимо общей цели — сломить жителей Израиля, преследуется и другая цель — не допустить мира на Ближнем Востоке.

— Насколько велика вероятность возникновения новой войны на Ближнем Востоке?

— Вероятность начала войны достаточно велика. Но эта война была навязана Израилю. Примечательно то, что эти события произошли ровно через полгода после взрыва на дискотеке (во время которого погибли выходцы из Украины. — Ред. ) И жители Израиля, израильское правительство все равно согласились на достижение перемирия. Однако самооборона — это право и каждого человека, и каждого государства. Не менее страшной, чем гибель людей, является гибель надежды на то, что у нас есть партнер по переговорам. Ведь мы все видим, что Арафат (лидер Палестинской автономии. — Ред. ) или не может, или не хочет им быть.

— Какой вклад могла бы сделать Украина для достижения мира?

— Думаю, что прежде, чем достичь перемирия, нужно прекратить терроризм. И Украина может в этом участвовать, как и другие страны. Арафат каждый раз заявляет, что он будет бороться с терроризмом. И нужно предъявить ультимативные требования, которые бы заключались в том, что одних только деклараций мало. Арафат — не партнер до тех пор, пока он не докажет, что он на самом деле борется с терроризмом.

— Что может случиться в ближайшие дни?

— Думаю, что будет то, чего бы мы не хотели — Израиль будет бороться с терроризмом всеми доступными методами. Эта борьба коснется и окружения руководства Палестинской автономии.

Игорь СЕМИВОЛОС , исполнительный директор Центра ближневосточных исследований:

— Это уже не первый случай, когда Израиль вводит танки на территорию Палестинцев. Только на протяжении последнего полугода танки и различные подразделения вводились уже три раза, при этом блокировались палестинские учреждения и проводились всевозможные карательные операции в отношении лиц, подозреваемых в соучастии в преступлениях и террористических актах. В настоящее время ситуация, безусловно, усложнилась: даже министр иностранных дел Палестины говорит о том, что эти взрывы загнали палестинцев в тупик. Однако, я думаю, что сейчас развитие событий по сценарию полномасштабной войны — нереально. Соотношение сил между палестинцами и израильтянами настолько разное, что палестинцы не в состоянии вести широкомасштабную позиционную войну с Израилем. Дело в том, что на вооружении палестинцев находится только легкое стрелковое оружие и совершенно нет танков и тяжелой техники. Поэтому говорить о возможном начале полномасштабной войны между палестинцами и израильтянами пока рано. Что же касается заявлений о готовности Израиля вновь оккупировать палестинские территории, то они были прежде всего эмоциональными. Дело в том, что оккупация территории, и это осознают израильские политики, не приведет к прекращению террористических актов. Скорее наоборот — более усложнит ситуацию. Очевидно, что несмотря на политику блокады, несмотря на секторизацию Западного берега, сектора Газа террористические акты остановить не удалось. Более того, такими действиями остановить их и не удастся. Террор в данной ситуации направлен не со стороны государственных структур таких как Хамас, Исламский джихад и ряд других не исламских группировок. Остановить террор с помощью действия спецслужб или операций, подобно начавшейся, просто невозможно. Потому что на самом деле эти террористы всегда будут иметь возможность проникать на территорию Израиля и совершать там теракты. Опыт последнего года свидетельствует именно в пользу последней версии. Единственным способом остановить теракты, является активное сотрудничество израильских спецслужб со спецслужбами палестинскими и только при этом условии возможно предотвращение большинства террористических актов. Полностью же остановить это невозможно. Кроме того, без политического решения палестинского вопроса о прекращении насилия говорить крайне сложно.

Несомненно, действия израильской стороны будут иметь геополитические последствия. Первое — уже было озвучено заявление ООН о недопущении повторной оккупации палестинских территорий. Второе — возможен внеочередной созыв исламских конференций стран Организации Исламская Конференция, на которой, скорее всего, будут приняты достаточно жесткие условия игры. Важным фактором является и то, насколько быстро палестинцы смогут представить мировому сообществу результаты проведения своих операций. Естественно, Арафат, для которого ситуация сейчас очень сложна, вынужден будет выдать часть террористов Израилю. И это заденет дополнительные проблемы, ведь Палестина, из-за нерешенности самой проблемы, постоянно находится на грани возникновения гражданской войны. И поэтому усилия палестинского руководства всегда соразмерны этой опасности. Сейчас же все будет зависеть от того, насколько далеко готовы зайти израильтяне: пойдут ли они на полную оккупацию или ограничатся только карательной операцией.

Реакция украинского МИДа — достаточно однозначная — мы осудили теракты и эта позиция наиболее адекватна в данной ситуации. В отношении же действий Израиля, украинское внешнеполитическое ведомство будет придерживаться той международной обстановки, которая будет существовать на текущий момент.

Подготовили Виктор ЗАМЯТИН, Михаил ЗУБАРЬ, «День»

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ