Окружение президента Ширака отбило атаку прокурора Дентиляка — Елисейский дворец сразу после его заявления ответил, что президент не будет отвечать ни на какие вызовы в суд. В официальном заявлении говорится, как сообщает tout.lemonde.fr, что президент, в соответствии с конституционными нормами, не может пойти на шаги, которые противоречат принципам размеживания власти, если речь не идет об угрозе государственности.
Глава государства пользуется законным иммунитетом, он сам и его самое ближайшее окружение убеждены, как пишет французская пресса, что рассмотрение данного дела — недостойно французов.
Прокурор Дентиляк не собирается сдаваться — он уже объявил, что может подать апелляцию в кассационный суд (наивысшую апелляционную инстанцию Франции).
Соратники Ширака из правоцентристской голлистской партии РПР обращают внимание на то, что прокурор Дентиляк в свое время, будучи начальником аппарата министра юстиции левоцентристской правительственной коалиции, отличался политической заангажированностью.
Премьер-министр Жоспен уже заявил, что лично не будет вмешиваться в ход дела.
Очевидно, Шираку придется многое учесть, прежде чем обратиться к нации с традиционным выступлением по телевидению 14 июля. Аналитики утверждают, что нация, возможно, и простит ему суперльготные условия для путешествий его семьи, но на очереди могут быть скандалы с финансированием его партии, аналогичные тем, что недавно в Германии пережил Гельмут Коль.
Тем более что расследование причастности к «теневому финансированию» представителей ближайшего окружения Ширака продолжается. Время от времени пресса также напоминает о темных делах бывшего мэра Парижа, близкого к Шираку Жана Тибери, иногда в прессе называются и другие фамилии.
Еще одно, что пока остается вне внимания прессы, — Ширак на сегодня остается последним из когорты представителей европейских правоцентристских сил (если не считать премьер-министра Италии Берлускони), которые «делали» нынешнюю Европу — поскольку и баронесса Тэтчер, и экс-канцлер Коль уже отошли от дел. И то, что он, вследствие скандалов, не будет переизбран, вполне вероятно.
В конечном счете, французский опыт только лишний раз подтверждает, что большая политика далеко не всегда делается чистыми руками, далеко не всегда предвыборные технологии являются «белыми» и далеко не всегда обходится без так называемого «черного PR». Опыт, который нужно бы внимательно изучить многим украинским потенциальным претендентам на президентство — с учетом того, что все, происходящее во время американских выборов, расследование дела Коля и теперь во Франции, целиком вписывается в нормы западной демократии.