15 декабря президент Польши Анджей Дуда после избрания в мае этого года осуществил первый свой визит в Украину. У многих экспертов возникал вопрос, почему так затягивался этот визит лидера соседнего государства, который до этого побывал с визитами во многих европейских странах. И кстати, определенные вопросы возникли после заявления министра по вопросам зарубежной политики в канцелярии президента Польши Кшиштофа Щерского, который объяснил, что главная цель визита, — «заново установить векторы польско-украинского сотрудничества». Министр также отметил о необходимости перейти от декларативного характера, который до сих пор имело стратегическое партнерство Польши и Украины, к конкретному характеру этого партнерства.
В действительности об «установлении векторов» не вспоминалось на вчерашней общей пресс-конференции президента Украины Петра Порошенко и Анджея Дуды. Стороны говорили об усилении сотрудничества во всех сферах, об историческом диалоге. Как и ожидалось, Дуда отметил необходимость выполнения Минских договоренностей, возвращения Украине контроля над границей с Россией, поддержке украинского суверенитета и территориальной целостности. Впрочем, одно его заявление было довольно неожиданным. Дуда сказал журналистам, что он бы очень хотел, чтобы Украина присутствовала на саммите НАТО в Польше. И, кроме того, польский президент заявил, что его страна четко выступает за продолжение санкций против РФ.
«День» обратился к украинским и польским экспертам с просьбой прокомментировать результаты визита президента Польши.
«ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ БОЛЬШИХ ВИЗИТОВ ДУДЫ — ИМЕННО В КИЕВ»
Марек СИВЕЦ, экс-депутат Европейского парламента, Варшава:
— После президентских выборов в Польше были парламентские, и потому у нас все были заняты внутренними проблемами. Поэтому я думаю, что один из первых больших визитов Дуды направлен какраз в Киев.
Новый президент или правительство имеет право говорить о новых векторах и тенденциях в отношениях между двумя странами в противовес предыдущим правительствам. Но, честно говоря, отношения между Польшей и Украиной были очень хорошими. Во-первых, Польша была очень активной в поддержке Украины. Во-вторых, главное — это содержание партнерства и разных деклараций. А когда мы говорим о стратегических отношениях, безопасности, то занимаем одинаковую позицию. А когда начинаем говорить о бизнесе, о поддержке польских бизнесменов, больших объемах двусторонней торговли, то это работает не очень хорошо.
Если новое правительство и новый президент Польши найдут больше содержания для хороших отношений с Украиной, я это буду очень поддерживать.
Очень важно, что новый президент Польши встретился со своим украинским коллегой в Киеве и премьер-министром Украины. Заявления на таком уровне звучат красиво, но я хочу увидеть реальные дела.
БЫЛО БЫ КОНТРПРОДУКТИВНЫМ ВЫТЯГИВАТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АРЕНУ ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО»
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:
— Мне кажется, что затягивание с проведением первого официального визита Дуды в Украину произошло сознательно. В частности из-за ожидания парламентских выборов, которые состоялись в октябре. А теперь сформировано однопартийное руководство, и можно действительно говорить одним голосом. Поэтому думаю, на самом деле Дуда не слишком опоздал, потому что мы видим: обсуждены чрезвычайно важные и нужные для обеих сторон вопросы. А контакты между президентами продолжались и ранее, но не в форме официального визита.
Что касается заявления Дуды, что он хотел бы, чтобы Украина сидела за столом на саммите НАТО, который состоится в следующем году в Варшаве. Это правильный подход. Ведь сегодня нужно переосмысливать и нам, и странам НАТО всю архитектуру безопасности, сложившуюся после агрессии России. И теперь нужно думать над другими подходами к обустройству зоны безопасности, за которую отвечает НАТО, и тех нескольких стран, которые в будущем должны стать ее членами. Следовательно, диалог должен включать интересы этих стран, когда будут говорить и об Украине, и о Грузии, и, возможно, о Молдове.
А относительно России НАТО и Украина должны начать политику отлучения, иными словами — сдерживания, иначе никакой надежды на безопасный мир в будущем мы не будем иметь.
Что касается заявления польского представителя о наполнении декларативного стратегического партнерства конкретным содержанием. Каждое правительство старается сказать, что с него начинается история. Думаю, это не так. За прошлые годы сделано очень много не декларативного, а очень практичного. Вопрос сейчас в том, что те формы, которые отработаны, и нужно наполнить действительно очень конкретным содержанием. И мы уже имеем достаточно инструментов, чтобы двусторонние отношения были максимально эффективными. Но было бы контрпродуктивным вытягивать на политическую арену вопрос исторического прошлого. В некоторых политических кругах эта тема начинает муссироваться; если это произойдет, то это пойдет во вред, потому что историю нужно оставлять историкам, а политикам нужно смотреть в будущее и понимать, что только на прошлом, и притом на его отдельных эпизодах, построить будущее невозможно.
Благодаря действиям предыдущих правительств в Украине и в Польше была создана очень плотная сеть взаимодействия органов, отвечающих за конкретные направления сотрудничества. И это очень важно, потому что наши интересы действительно переплетены и в политической, и в экономической, и в безопасностной, и в гуманитарной и других возможных сферах.
Поэтому я бы просто желал нам и полякам, а через них и всему ЕС и НАТО, чтобы политика взаимного обогащения через продолжение и укрепление существующих контактов была определена как приоритетная. Ведь чем больше этих ниточек будет связывать Украину с каждым конкретным членом ЕС и НАТО и в целом между Украиной и этими структурами, тем быстрее мы интегрируемся в эти две чрезвычайно важные для нас экономические и военно-политические структуры.
«НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАНЫ С РЕФОРМАМИ В УКРАИНЕ, А НЕКОТОРЫЕ — С ПОЛИТИКОЙ ЕС»
Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета, Варшава:
— Очень хорошо, что этот визит состоялся. Немножко жалко, что его не было раньше. Но у нас был другой политический календарь, и Дуда ранее был сфокусирован на парламентских выборах в Польше.
Во время переговоров были сформированы некоторые конкретные предложения, в частности о возобновлении президентского комитета Польши и Украины, об энергетическом сотрудничестве. В целом некоторые проекты и предложения о сотрудничестве существуют много лет, но не всегда удавалось их реализовать. Поэтому главный вопрос заключается в том, удастся ли имплементировать амбициозные польско-украинские проекты. И здесь некоторые вопросы связаны с реформами в Украине, а некоторые — с политикой ЕС.