Немецкий философ Юрген Хабермас однажды назвал наш век «временем постнационалистической идентичности». Попробуйте убедить в этом президента России Владимира Путина.
Действительно, великий парадокс нынешней эпохи глобализации является то, что стремление к однородности сопровождается тоской по этническим и религиозным корням. Что Альберт Эйнштейн считал «злокачественной фантазией» остается мощной силой даже в объединенной Европе, где региональный национализм и ксенофобический нативизм не близок к исчезновению.
Во время Балканских войн 1990-х годов, общины, которые делили одни и те же пейзажи на протяжении веков, и физические лица, которые выросли вместе и учились в одной школе, боролись яростно друг против друга. Идентичность, если пользоваться выражением Фрейда, сводилась к нарциссизму малых различий.
Национализм, по существу, это всего лишь современное политическое создание, завернутое в мантию общей истории и общих воспоминаний. Но нация неоднократно становилась группой людей, которые лгут коллективно об их далеком прошлом: прошлом, которое часто — слишком часто — переписано для того, чтобы удовлетворить потребности современности. Если Самсон был герой еврей, то его заклятый враг Далила, должно быть, была палестинкой.
И при этом этническая лояльность не всегда соответствовала политическим границам. Даже после насильственного разделения многонациональной Югославии, ни один из государств-преемников не может претендовать на полную однородность. Этнические меньшинства в Словении и Сербии (даже с исключением Косово в Албании) составляют 20—30% от общей численности населения.
В отличие от демократий, диктатуры плохо подготовлены для размещения этнического и религиозного многообразия. Как мы видели в Югославии и теперь видим в Арабских восстаниях, многонациональные или многоконфессиональные общества и авторитарный режим могут быть путем к государственному взрыву. Распад Советского Союза тоже имел много общего с распадом его многонационального состава. Десятки этнических меньшинств живут в Китае, где мусульманы-уйгуры, в частности, сталкиваются с репрессией от официальных лиц.
Индия является особым случаем. Обширность индийской национальности, с ее множеством культур, национальностей и религий, не иммунизирует ее против этнических напряженностей, но делает Индию местом для крупной мировой цивилизации, нежели чем просто национального государства.
С другой стороны, этноцентрический национализм предполагает искажение отношений народа с остальным миром. Сионизм является тому примером. Просветленная идеология нации восставшей из пепла истории стала темной силой в руках новой социальной и политической элиты, которая извратила эту идею. Сионизм потерял свой путь в качестве определяющей парадигмы нации готовой найти компромисс с окружающим арабским миром.
Европейский союз, политическое сообщество, построенное на демократической основе консенсуса, не был создан для того, чтобы добиться конца национального государства; его цель в том, чтобы превратить национализм в доброкачественную силу транснационального сотрудничества. В более общем плане, демократии показали, что они могут примирить многонациональное и многоязычное разнообразие с помощью политического единства. Если отдельные группы готовы отказаться от политики отделения и принять то, что Хабермас называет «конституционным патриотизмом», то политические решения могут быть децентрализованы.
Недавнее избирательное поражение сепаратистов в Квебеке должно послужить уроком для сепаратистов по всей Европе. Десятилетия конституционных неопределенностей выгнали компании из Квебека в массовом порядке, таким образом разрушая Монреаль в качестве корпоративного концентратора. В конечном счете, Квебек восстал против заблуждения сепаратистов, которые считали, что государство, от которого они так хотели отделиться, с радостью служило бы их интересам.
Кроме того, многолетняя потеря таланта и капитала из Шотландии может ускориться, если националистам удастся убедить большинство шотландцев голосовать за отделение этой осенью. Аналогичный риск можно найти в заявке Каталонии о независимости от Испании.
Центральное государство всегда имеет свои обязанности государственного строительства. Путин может манипулировать Украиной не потому, что в его утверждениях о том, что русское меньшинство там сталкивается с преследованием, есть правда, а потому, что коррумпированная украинская демократия не в состоянии построить по-настоящему самоподдерживающуюся нацию.
Рассмотрим, с другой стороны, итальянскую аннексию Южного Тироля, преимущественно немецкоязычной области. На Версальской конференции после Первой мировой войны, это движение было решено без консультаций с населением, которое на 90% состояло из немецкоговорящих жителей. Тем не менее, сегодня Южный Тироль пользуется широкой конституционной автономией, в том числе полной культурной свободой и фискальным режимом, который оставляет 90% налоговых поступлений в регионе. Двуязычное, мирное сосуществование жителей провинции может служить уроком как для жестких центральных правительств, так и для нереалистичных сепаратистских движений в других местах.
Например, неофициальный опрос недавно показал, что 89% жителей итальянской северной «Републики Венета» бы предпочитали независимость. Но, несмотря на то, что желание венецианцев отделиться от бедного юга может показаться знакомым в других регионах Европы, где налогоплательщики чувствуют себе пострадавшими, должными обеспечивать субсидирование других, якобы беспомощных регионов, политика отделения может довести до абсурда.
Шотландия может достичь таких крайностей. Жители Шетландских, Оркнейских и западных островов уже требуют за собой право решать, оставаться ли в составе независимой Шотландии. Можно легко представить, что правительство в Эдинбурге будет против новых сепаратистов, как Вестминстерское выступает против независимости Шотландии сегодня.
Когда историк Эрнест Ренан мечтал о Европейской конфедерации, чтобы вытеснить национальное государство, он еще не мог предусмотреть тот вызов, который представляет собой микрогосударства и парагосударства. Он убеждал, что «человек не является рабом ни расы, ни языка, ни религии, ни течение рек, ни направления горных хребтов». Может быть и так. Но нам еще предстоит это доказать.
Проект Синдикат для «Дня»
Шломо БЕН-АМИ — бывший министр иностранных дел Израиля, который сейчас является вице-президентом Международного центра мира в Толедо, автор книги: «Шрамы войны, раны мира: израильско-арабская трагедия».