Карл Маркс замечательно написал, что история повторяется, «первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». Все же, когда в настоящее время мы смотрим вокруг, мы не можем не задаться вопросом, последуют ли за трагедией еще большие трагедии. Вот и мы, спустя столетие со дня начала Первой мировой войны, оказываемся в окружении каскадного насилия, двуличия и цинизма вроде тех, что привели мир к катастрофе в 1914 году. И мировые регионы, вовлеченные тогда, участвуют снова.
Первая мировая война началась с мышлением, основанным на убеждении, что военные средства могут решить насущные социальные и политические проблемы в Центральной Европе. Столетием раньше, немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц писал, что война «продолжение политического акта, разворачивающегося другими средствами». Достаточное число политиков согласилось с этим в 1914 году.
Но Первая мировая война доказала, что Клаузевиц был трагически неправ касательно современности. Война в индустриальную эпоху — это трагедия, катастрофа, и разруха; и она не решает никаких политических проблем. Война — продолжение не политики, а политической несостоятельности.
Первая мировая война завершила четыре имперских режима: Прусскую династию (Гогенцоллерн), Русскую династию (Романовых), Турецкую династию (Османскую) и Австро-Венгерскую династию (Габсбургов). Война не только привела к миллионам смертей; она также оставила в наследство революции, государственное банкротство, протекционизм и финансовый крах, что подготовило почву для прихода Гитлера, Второй мировой войны и Холодной войны.
Мы все еще не оправились по сегодняшний день. Территория, которая была когда-то в многонациональной, мульти-государственной, многорелигиозной Османской империи снова охвачена конфликтами и войнами, растянувшимися от Ливии до Палестины-Израиля, Сирии и Ирака. Балканский регион остается замкнутым и политически разделенным, с Боснией и Герцеговиной, которая не в состоянии создать эффективный механизм центрального правительства и Сербией, глубоко потрясенной натовскими бомбардировками в 1999 году, и спорной независимостью Косово в 2008 году, с его ожесточенным сопротивлением.
Бывшая Российская Империя также находится в кризисе растущей нестабильности, со своего рода запоздалой реакцией на распад Советского Союза в 1991 году, с Россией, атакующей Украину и насилием, продолжающим извергаться в Грузии, Молдове и других странах. В Восточной Азии, напряженность в отношениях между Китаем и Японией — отголоски прошлого века — так же в состоянии растущей опасности.
Как и в случае столетней давности, пустые и невежественные лидеры толкают в бой без конкретной цели или реальных перспектив урегулирования, лежащих на основе политических, экономических, социальных или экологических факторов, которые создают напряженность в первую очередь. Подход слишком многих правительств состоит в том, чтобы сначала выстрелить, а потом подумать.
Возьмите США. Их основная стратегия была в том, чтобы послать войска, беспилотники или бомбардировщики в любое место, где могут поставить под угрозу доступ Америки к нефти, прикрытие исламских фундаменталистов, или создание других проблем для интересов США — скажем, пиратство у берегов Сомали. Таким образом, американские войска, ЦРУ, беспилотные ракеты, или поддерживаемые США армии включаются в борьбу, растянувшуюся по территории от Сахеля в Западной Африке, через Ливию, Сомали, Йемен, Сирию, Ирак, Афганистан, и дальше.
Вся эта военная деятельность стоит сотни тысяч жизней и триллионы долларов. Но, вместо того чтобы решить одну основную проблему, хаос растет, угрожая перейти в более широкомасштабную войну.
Россия не лучшим образом относится к решению проблемы. Какое-то время Россия поддерживала международное право, справедливо жаловалась на то, что США и НАТО нарушали международное право в Косово, Ираке, Сирии и Ливии.
Но потом, президент Владимир Путин нацелился на Украину, опасаясь, что страна вот-вот упадет в карман Европы. И вдруг, он замолчал о подчинении международному праву. Его правительство затем незаконно аннексировало Крым и ведет все более жестокую партизанскую войну в Восточной Украине, через своих уполномоченных и, теперь кажется, с прямым участием российских войск.
В этом контексте судьба 17-го рейса Malaysia Airlines страшна не только своей жестокостью, но и ее намеком на то, что мир сошел с ума. Во время написания этой статьи, те, что прицелились и запустили ракету, остаются неизвестными, хотя поддерживаемые Россией повстанцы в Восточной Украине являются наиболее вероятными виновниками. Не вызывает сомнений, однако тот факт, что насилие и развязанная Путиным война в Украине унесла сотни невинных жизней и привела мир на шаг ближе к катастрофе.
Среди великих держав сегодня нет героев. Цинизм изобилует со всех сторон. США эффективно нарушают международное право, прибегая к силе без санкции Организации Объединенных Наций. Они посылают беспилотники и секретные службы в суверенные страны без их одобрения. Они неустанно шпионят и за друзьями, и за врагами.
Россия делает то же самое, провоцируя смерти в Украине, Грузии и у других соседей. Единственными постоянными во всем этом являются легкость, с которой прибегают к насилию и лжи, которая неизбежно это сопровождает.
Существуют четыре основных различия между сегодняшним днем и миром 1914 года. Для начала, с тех пор мы пережили две разрушительные войны, Великую депрессию, и Холодную войну. Мы имели возможность узнать кое-что о глупости и бесполезности организованного коллективного насилия. Во-вторых, следующая мировая война, в этом ядерном веке, почти наверняка уничтожит мир.
Третьим основным отличием является то, что сегодня, с нашими чудесными технологиями, у нас есть все возможности для того, чтобы решить основные проблемы нищеты, голода, смещения и ухудшения состояния окружающей среды, которые создают так много опасных напряженных очагов.
Наконец, у нас есть международное право, если мы решим его использовать. Воюющие в Европе и Азии 100 лет назад не могли обратиться к Совету Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее ООН, места, где дипломатия быстрее, чем война, может быть истинным продолжением политики. Нам повезло с возможностью построить мир через глобальный институт, который был основан для того, чтобы гарантировать то, что мировая война никогда не повторится.
В качестве граждан мира, нашей работой в настоящее время является требование мира путем дипломатии и через глобальные, региональные и национальные инициативы по борьбе с такими бедами как, бедность, болезни и разрушение окружающей среды. В этот столетний юбилей одного из величайших бедствий в истории человечества, давайте следовать за трагедией не с фарсом, а с триумфом сотрудничества и порядочности.
Проект Синдикат для «Дня»
Джеффри САКС — американский экономист, профессор