Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Потонет ли ГУУАМ от «молдовской пробоины»?

28 февраля, 2001 - 00:00

Новая реальность в Молдове — парламентская республика при абсолютной власти компартии — провоцирует немалый пессимизм относительно перспектив объединения ГУУАМ, которое планировалось на киевском саммите (перенесенном на конец апреля) превратить в международную организацию. Ведь лидер молдовских коммунистов Владимир Воронин уже заявлял, что будет стремиться к присоединению республики к российско-беллорусскому союзу. Тогда как ГУУАМ задумывался, возможно, не в противовес, но как минимум параллельно и этому союзу, и таможенному союзу, переросшему в Евразийское экономическое сообщество. Которое выглядит потенциально более мощным, чем ГУУАМ.

«Не все сейчас выглядит так ясно, как в 1997-м году в Страсбурге, когда речь зашла о создании этого неформального объединения», — сознался директор Национального института украинско-российских отношений Сергей Пирожков на дискуссии, устроенной Институтом и бюро Фонда им. Эберта в Украине. «Я никогда не был убежден, что ГУУАМ что-то значит», — сказал на встрече в редакции «Дня» первый президент Украины Леонид Кравчук. Президент Молдовы Петру Лучинский заявлял, что не видит необходимости превращать ГУУАМ в формальную организацию.

При создании неформального объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, к которому впоследствии присоединился Узбекистан, речь шла прежде всего об участии этих стран в создании Транскавказского транспортного коридора с учетом того, что по нему можно будет транспортировать каспийскую нефть. Впоследствии речь зашла о Евразийском транспортном коридоре, о расширении круга взаимных интересов государств-участников за счет туризма, культурно-гуманитарного сотрудничества. Потом выяснилось, что все страны заинтересованы в создании зоны свободной торговли. Именно ради обеспечения этих интересов и было договорено, что ГУУАМ будет преобразован в международную региональную организацию с подписанием соответствующих документов — хартии и соглашения о свободной торговле.

По мнению заместителя министра иностранных дел Игоря Харченко, сегодня не функционирует так, как должна была бы, Организация черноморского экономического сотрудничества (ибо не хватает серьезной финансовой базы), Евразийское экономическое содружество пока что демонстрирует только декларирование намерений, тогда как его основа — таможенный союз — не имеет достаточной эффективности, зато имеет «специфические позиции» его стран-участниц. Таким образом, перспективы Украины состоят именно в ГУУАМ как в механизме взаимовыгодного многостороннего экономического сотрудничества. По словам профессора Пирожкова, некоторые влиятельные российские политики не видят угрозы интересам России, если ГУУАМ будет функционировать как экономическое объединение.

Кавказские республики настаивают на расширении списка заданий ГУУАМ за счет включения политической сферы и отрасли безопасности. Украина придерживается взгляда, при котором ГУУАМ может укрепить стабильность в регионе, но не в качестве военного союза или механизма коллективной безопасности — при том, что аналитики оценивают ситуацию на Кавказе как «вакуум безопасности». Особенно учитывая абсолютно различные подходы Азербайджана и Армении к разрешению Карабахского конфликта.

Уже сейчас очевидно, что ГУУАМ может конкурировать с «российским» путем экспорта каспийской нефти (из Азербайджана и в перспективе — из Казахстана) — цена тонны нефти получается на $5 дешевле, чем при ее транзите через Новороссийск. ГУУАМ мог бы стать первым в СНГ примером создания зоны действительно свободной торговли и равноправного таможенного союза. ГУУАМ мог бы заинтересовать Запад именно с точки зрения транзитных возможностей. Хотя, и отпугнуть западные деньги наличием Карабаха, Абхазии, Приднестровья, соседством с Афганистаном...

Что и дает возможность специалистам констатировать, что сегодня ГУУАМ — скорее проект, чем реальность. Однако проект, который набирает черты реальности и влияет на нее.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ