Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Предложение Северной Кореи по ракетам было шуткой

17 августа, 2000 - 00:00

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир сообщил, что его предложение отказаться от национальной ракетной программы в обмен на помощь США в запуске спутников было шуткой. По словам руководителей южнокорейских СМИ, встретившихся с Кимом в эти выходные, он подумал, что, наверное, эта идея, озвученная российским президентом Владимиром Путиным, стала для Соединенных Штатов «головной болью»...

«Чем меньше государство, тем активнее нужно стремиться сохранить достоинство и противостоять могущественным странам, — процитировали Кима руководители, встречавшиеся с ним в субботу. — К чему мне добиваться расположения больших государств? Я могу сидеть здесь в Пхеньяне, и большие государства сами придут ко мне».

Два года назад Северная Корея провела испытания трехступенчатой ракеты «Taepodong-1», которая пересекла территорию Японии, чем вызвала страх во всем регионе. Вашингтон называет все увеличивающиеся возможности страны в области ракетных технологий основной причиной создания национальной ПРО, которая в настоящее время рассматривается президентом Клинтоном.

В субботу Ким сказал, что Вашингтон делает «смехотворные заявления о том, что Северная Корея сможет победить США, разработав межконтинентальные баллистические ракеты и выпустив две или три из них в США». Он предположил, что американское предложение по созданию национальной ПРО направлено против России, а не Северной Кореи.

После этих комментариев Кима ситуация с предложением северокорейского лидера отказаться от ракетной программы, о которой заявил Путин после встречи двух глав государств, состоявшейся 19 июля, стала еще более туманной. США отчаянно и безуспешно пытались найти подтверждения этого предложения.

Судя по комментариям Кима, он был удивлен заявлением Путина по окончании их встречи. «Одна ракета стоит $200—300 млн; я сказал президенту Путину, что если США помогут нам запустить спутник, мы не будем разрабатывать ракеты, — цитируют Кима руководители СМИ. — Мы просто говорили об этом смеясь, я сказал об этом президенту Путину, чтобы посмеяться, а он ничего не ответил. Позднее он «поймал меня на слове» и сообщил об этом предложении всем», — утверждает Ким.

Это резко противоречит тому, что сообщала о предложении Северной Кореи Москва. На саммите « восьмерки», прошедшем 21— 23 июля на Окинаве с участием семи крупнейших промышленно развитых стран и России, Путин сказал Клинтону, что он и Ким обсуждали этот вопрос. Москва даже утверждала, что между российским и северокорейским лидером завязался спор по поводу того, кто первый об этом сообщит. Впоследствии московские источники утверждали, что предложение было подтверждено в ходе переписки между Путиным и Кимом. Как сообщают руководители СМИ, Ким не стал прямо отказываться от этого предложения. «Я слышал, что когда Путин рассказывал об этом президенту Клинтону на Окинаве, Клинтона это заинтересовало. Наверно, это стало для США головной болью. Они не хотят давать нам денег, но им нужно заставить наших ученых прекратить исследования. Это, вероятно, было очень сильной головной болью».

Туманность позиции Северной Кореи показывает, как сложно иметь дело со страной, которая только выходит из полувековой изоляции и заканчивает с пятидесятилетием хаотической внешней политики, со страной, у которой есть лишь несколько официальных дипломатических каналов связи с внешним миром.

Проблема осложняется попытками южнокорейских СМИ начать освещать события в Северной Корее. Иностранным журналистам запрещено сообщать о происходящем в Пхеньяне. Южнокорейские СМИ получили разрешение послать своих представителей в Северную Корею в обмен на согласие не разглашать всю информацию.

Фактически в пятницу руководители южнокорейских СМИ встретились с представителями государственной северокорейской прессы и договорились о взаимном обмене информацией. В частности, в соответствии с текстом соглашения, южнокорейские СМИ обязались «избегать конфронтации… и прекратить клевету».

26 издателей южнокорейских газет и руководителей теле- и радиостанций, встретившихся с Кимом в Пхеньяне в субботу, вернулись в Сеул, пообещав не говорить ничего, что выходит за рамки подписанного отчета о состоявшейся беседе. «Участники договорились никак не комментировать поездку, особенно ракетную проблему, потому что это тонкий вопрос», — заявил Парк Чин Юл, директор планового отдела издательства «Ханкук Илбо», объясняя, почему президент издательства Чанг Мьонг Сью отказался рассказывать о том, как прошел ланч с Кимом.

Парк Чи Уон, министр культуры и туризма Северной Кореи, возглавлявший сеульскую делегацию, заявил через своего пресс-секретаря, что «разговор проходил между председателем Ким Чен Иром и 46-ю представителями прессы», поэтому «я не могу делать никаких личных заявлений».

Сегодня южнокорейские газеты опубликовали практически одинаковые сообщения о ланче с Кимом, очевидно, составленные в соответствии с совместным отчетом о встрече. Сообщения выглядят несколько бессвязными, Ким предстает в них одновременно заносчивым и скромным.

Северокорейский лидер заявил, что «многим обязан» президенту Южной Кореи Ким Дэ Чжун. Южнокорейский лидер проводил политику примирения, что привело к историческому саммиту, состоявшему 13—15 июня, сразу же после которого последовал целый ряд шагов. Самым гуманным последствием саммита станет намеченная на вторник встреча 200 семей из Северной и Южной Корей с родственниками, с которыми они были разлучены более чем 50 лет назад.

Ким опроверг информацию о том, что передавал через Путина письмо Клинтону. Этот комментарий был ответом на вопрос, в котором содержалась ошибочная информация о сообщении газеты The Washington Post об этом письме. 3 августа The Post, ссылаясь на свои источники в Москве, сообщила о переписке между Путиным и Кимом, но ничего не упоминала о письме для Клинтона.

Ким заявил, что редко читает газеты, потому что в возрасте 58 лет его зрение ухудшается. Он похвастался своим мастерством наездника и сказал, что самое лучшее вино — это «вне всяких сомнений, французское вино». Он подтвердил свою репутацию любителя кино, сказав: «Если бы я не стал политиком, то был бы кинокритиком или режиссером». Кроме того, Ким подчеркнул: «Стоит мне сказать слово, и будут открыты прямые авиарейсы между Сеулом и Пхеньяном». По его словам, военные высказываются против прямых рейсов. «Они говорят, что с помощью специальных камер с самолетов можно сделать фотоснимки. Я сказал им: «О чем вы говорите? Юг уже снимает нас со спутников».

Он признал факт продажи ракет в Сирию и Иран и заявил о том, что ракетные разработки будут продолжаться: «Как мы можем отказаться от этого, если ракетные разработки приносят пару сотен миллионов долларов?» Так Ким впервые указал на то, что Северная Корея продает ракеты.

Даг СТРАК, Джохи ЧО, The Washington Post, 15 августа
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ