Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приблизилась ли европейская мечта?

8 ноября, 2005 - 20:32
СТРАСБУРГ, 9 НОЯБРЯ 1995 ГОДА. ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЕВГЕНИЙ МАРЧУК ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВА К СОВЕТУ ЕВРОПЫ. В ДЕЛЕГАЦИЮ ТАКЖЕ ВХОДИЛИ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕННАДИЙ УДОВЕНКО И МИНИСТР ЮСТИЦИИ СЕРГЕЙ ГОЛОВАТЫЙ / ФОТО УКРИНФОРМ

Совет Европы — это в первую очередь уважение к правам человека. Вступив в эту организацию десять лет назад, Украина обязалась стать на защиту демократических ценностей. Судя по тому, что из 194 документов Совета Европы Верховная Рада ратифицировала только 47, перед нами еще долгий путь впереди. Впрочем, эти документы ничего не будут стоить, если граждане страны не научатся защищать свои права. Прогресс в этом направлении уже наметился. Например, Европейский суд (а рассмотрение дел в нем возможно именно благодаря участию Украины в Совете Европы) в прошлом году рассмотрел 13 обращений от наших соотечественников. В этом году, как сообщают в Министерстве иностранных дел, — уже 36. Научились ли мы защищать свои права? Об этом в опросе экспертов.

«ЛУЧШЕ БЫТЬ ЕВРОПЕЙЦЕМ ПО СУЩЕСТВУ, А НЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ»

Роман ЛУБКИВСКИЙ , поэт, председатель Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:

— Надо четко осознать, что такое европейскость и евростандарты. Это — и определенный социальный уровень, и законопослушность... У нас же есть большие «перекосы». Я не могу представить, чтобы, например, чех заявлял о том, что он ориентирован на другие государственные ценности. Я имею в виду левых, коммунистов и еще несколько партиек, которые не отстаивают общение на языке государства, в котором живут. Мне кажется, за всеми этими вещами стоит такое понятие как «совковость», когда человек ощущает себя маленьким винтиком, который ничего не решает, боится что-то инициировать и взять на себя ответственность, думает, что кто-то другой, а не он сделает его жизнь благополучной. Европейскость — сложное понятие, к которому нам следует дорасти, дотянуться до этого идеала. Мы должны трудом выработать в себе независимость, как и другие народы — Словакии, Чехии, Польши... Нужен ежедневный труд пера, рук, интеллекта, нужен труд, отмеченный толерантностью. Агрессивность — наша большая беда, мы привыкли искать врагов, а надо понимать, что приходят новые времена, а с ними новые люди, и с этими людьми надо жить. Однако и лица, которые приходят к власти, не должны строить свою политику на ненависти. Что значит — поменять всех. Нужно смотреть на деловитость, профессионализм, умение быстро принимать решения. Более того — люди меняются, и отказывать им в духовном росте, в праве изменить свое мнение — не является признаком европейскости.

Десятилетие членства Украины в Совете Европы несколько приблизило нас к евростандартам. Нужно только отметить одно, что это структура, которая в полной мере выработала отмеченные критерии, шаблоны и не всегда углубляется в специфику и особенность других государств. Это хорошо — выполнить задание так, чтобы все было подогнано до последней пуговицы. Но лучше быть европейцем по существу, чем человеком, который выполняет длинный перечень требований, не принимая их к сердцу. У нас огромные эмоциональные, духовные запасы, хотя мы и утратили другие позиции, в частности экономические, однако, только хорошо все осознавая, глядя в мир с широко отрытыми глазами, мы достигнем успехов.

«ЕВРОПА — ЭТО НЕ «МЕРСЕДЕСЫ». ЭТО — ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА»

Павел ЧУЧКА , депутат Ужгородского горсовета, руководитель общественного объединения «Карпатский дом»:

— От слова до дела очень далеко. Только сейчас мы начинаем осмысливать, что такое Европа: что это далеко не «Мерседесы» и «БМВ», не только европейские певцы. В первую очередь — это внутренняя свобода, внутренняя культура человека, осознание четких рамок по отношению к другим людям. В первую очередь, это ответственность перед собой, а не перед судом. Очень трудно стать европейцем. И очень трудно им быть. Нелегко с европейской психологией ехать по нашим ухабистым дорогам, не упрекая того, кто отвечает за состояние украинских дорог. Совсем не по-европейски целую неделю добывать какую-нибудь справку из ЖЕКа. Быть европейцем — это быть цивилизованным человеком.

«ЧИНОВНИК СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ РЯДОВЫХ ГРАЖДАН, А НЕ НАОБОРОТ»

Виктор ЩАДЕЙ , депутат Закарпатского областного совета, г. Ужгород:

— В головах наших людей, к сожалению, еще не сформировалось осознание того, что нужно за свои права бороться, защищать их любыми способами, любыми путями. Очень мало людей, готовых «до конца» отстаивать свои права. Фактически на пальцах можно перечесть тех закарпатцев, которые для защиты своих прав обратились в Европейский суд. О чем это свидетельствует? Только об одном — мы не верим в правосудие, т.е. не верим в то, что можно себя защитить, что стоит это делать, потому что именно это является первым шагом к осознанию себя полноценным человеком, а отсюда — осознание себя европейцем. Жить по-европейски — это значит ощущать себя человеком в полном понимании этого слова, знать свои права, возможности и тому подобное. И, конечно, необходимо изменить сознание наших чиновников. Они должны понять, что главная их задача — защищать людей, их интересы, для этого они и служат, а не для того, чтобы исповедовать собственные интересы. Чиновник существует для рядовых граждан, а не наоборот.

«МЫ МОЖЕМ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА, НО НЕ ЗНАЕМ, КАК»

Федор ШАНДОР , социолог, преподаватель Ужгородского национального университета:

— Почему мы не живем по-европейски? Потому, что не хотим. Наши родители не были обучены жить по-европейски, а наши деды уже боялись жить так, чтобы не быть посаженными в тюрьму при тоталитарном режиме. Многие из нас не хотят этого, потому что привыкли, что им предлагают одну газету, один телеканал, один вид колбасы и хлеба. Научились ли мы защищать свои права? Мы не знаем, какие у нас права. Все слышали о Конституции, но очень немногие ее действительно прочли. Потом случайно узнали, что оранжевая революция — это не что иное, как защита народом своих прав. Народ имеет право на демонстрации, на свободу слова. Мы показали, что мы можем защищать свои права, но еще не знаем — как. А относительно десятилетия членства Украины в Совете Европы — я рад за Украину, теперь осталось посочувствовать украинцам, большинство из которых не знают, что они — в Совете Европы. И это проблема не народа, а власти, которая не информировала об этом, которая ничего не делала и не делает до сих пор.

«В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПРОБИВАЮТСЯ БУКВАЛЬНО ЕДИНИЦЫ

Сергей САЛОВ , адвокат, неоднократно защищал свои права в украинских судах, а также в Европейском суде, г.Донецк:

— Думаю, что мы не умеем защищать свои права и уж тем более не умеем жить по-европейски. У нас даже сама пропаганда справедливого правосудия в стране практически отсутствует. Люди просто не верят в правосудие, не верят правоохранителям, не верят прокуратуре. Хотя у суда есть действительно огромные полномочия — простой рядовой районный судья может многое сделать: он может поставить на место «зарвавшегося» представителя милиции, который выбивал из задержанного показания, может признать незаконным возбуждение уголовного дела, может оправдать гражданина… Но у нас почему-то этого не делается. У нас в стране почти не выносятся оправдательные приговоры. За последнее время, например, на моей памяти всего один оправдательный приговор — по Вередюку (дело Александрова). И что же получилось? Судья, который вынес этот приговор, после него ушел в отставку, хотя до пенсии ему было еще далеко. Увы, украинцы не могут найти защиту, поэтому очень часто вся надежда — на Европейский суд.

Безусловно, хорошо, что наши граждане сейчас получили возможность защищать свои права в Европейском суде. Однако и туда трудно пробиться. Там очень большой набор критериев, по которым дело может быть принято на рассмотрение. Да и не все из этих критериев нам до конца понятны, а украинцы, к сожалению, не обладают достаточной правовой культурой, чтобы нормально защищать свои права даже в таких условиях. В итоге в Европейский суд пробиваются буквально единицы. Кроме того, в Украине очень мало адвокатов, которые бы оказывали помощь при подаче заявления в Европейский суд. У нас в Киеве на всю страну есть только одно Бюро по исполнению конвенций, которое могло бы помочь, но на всю Украину его просто недостаточно. Более того, даже если твое заявление уже попадет в Европейский суд, иногда результата приходится ждать несколько лет.

С другой стороны, сама возможность обратиться туда как в высшую инстанцию, — это положительный момент, ведь это повышает европейскую культуру наших граждан, повышает их правовую культуру. И все же, отмечая юбилей членства Украины в Совете Европы, хотелось бы подчеркнуть, что развивать систему правосудия нужно и у нас в стране. Наши люди сегодня просто не верят в то, что их могут защитить, а так быть не должно, мы должны научиться жить по-европейски.

«ГОРНЯК В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА СВОИ ПРАВА» Сергей ОСТАПЕНКО , директор шахты имени Баракова ОАО «Краснодонуголь»:

— Думаю, европейские стандарты жизни жители нашей страны увидят лет через 30. Причем при условии, что Старый Свет остановится в своем развитии, а мы на всех парах будем стремиться достичь их высот. Пока же они просто недосягаемы. Буду говорить о своем предприятии. Многие читатели «Дня», наверное, помнят ту страшную трагедию пятилетней давности, когда на нашей шахте погибло 80 горняков. Всему виной был «человеческий фактор». Потом правительство наконец увидело наши проблемы, выделило деньги на ликвидацию последствий аварии и замену старого оборудования. Однако в целом эти пожарные меры и методы не решили коренной проблемы — модернизации шахты, ведь запасов угля на нашем предприятии хватит на двадцать лет успешной работы. Только с приходом частного инвестора нам удается решать накопившиеся за годы независимости проблемы. Полная реконструкция шахты обошлась в 21 миллион гривен, львиную долю средств выделил новый инвестор. Может, это и есть наш, отечественный путь к европейским стандартам?! Проблема защиты прав горняков — это очень больной вопрос. Ни для кого не секрет, что каждый миллион тонн отечественного угля уносит несколько человеческих жизней. А деваться людям просто некуда, ведь инфраструктура советского периода зачастую оставляла шахту в качестве единственного места для трудоустройства жителей целого поселка. Сейчас, когда в результате так называемой реструктуризации угольной промышленности в Луганской области закрыли 43 шахты, горняк дорожит своим рабочим местом. У него одна задача — семью прокормить, поэтому на проблему защиты своих прав человек обращает внимание в последнюю очередь. А в Европе как раз наоборот, посему, я считаю, ответственность за правовую защищенность работника должен брать на себя, в первую очередь, работодатель

«МАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ...» Владимир МИХАЙЛИШИН , председатель Ассоциации общественных организаций Днепропетровской области «Гражданский форум»:

— За десять лет, прошедших с момента вступления Украины в Совет Европы, у нас, к сожалению, мало что изменилось. Мы так и не научились по-европейски защищать свои права, причем ни на бытовом, ни на политическом уровне. В зачаточном состоянии остается система юридической помощи гражданам, их обучение и разъяснение прав и обязанностей, минимальным является доступ к необходимой информации. Не серьезными можно считать заявления представителей новой власти, что в Украине сформировалось гражданское общество, представители которого и вышли на Майдан. К сожалению, это был всего лишь всплеск протестных настроений, который сменился глубокой апатией, разочарованием и безразличием к происходящему. Следует признать, что защищать свои права систематически, на европейском уровне у нас не могут потому, что не сформировалось само гражданское общество. Наше государство за все время его существования всегда стремилось сохранить свою монополию на власть и никогда не хотело делиться ею с общественными институтами. Эту тенденцию надо переломить. Тогда, думаю, и у нас, в конце концов, заработают механизмы гражданского общества.

Подготовили: Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Анна ХРИПУНКОВА, Вадим РЫЖКОВ, Ирина ЕГОРОВА, «День», Юрий НОЖЕНКО, Наталия ПОПОВИЧ, Оксана ДАНИЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ