Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Принципиальность ЕС в отношении России

10 августа, 2007 - 19:25

В последнее время отношения между Европейским Союзом и Россией приняли совсем уж дурной оборот: Косово, ракеты, энергетика. Однако все эти проблемы меркнут по сравнению с тем, что отныне дело Литвиненко, изначально рассматривавшееся как спор между Великобританией и Россией, становится делом всего Европейского Союза. К двусторонним проблемам Польши, Эстонии и Литвы с Россией Европейский Союз также относится со все большим чувством солидарности.

Наиболее ярко это проявилось в мае, на саммите в российской Самаре, где канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу немало удивили президента Владимира Путина заявлением, что проблемы одного члена Союза — это проблемы всех двадцати семи его членов. Легкость и непринужденность прошлых встреч Путина с Герхардом Шредером, Жаком Шираком и Сильвио Берлускони, которые готовы были на все, лишь бы ему понравиться, сменилась новым реализмом. Происходит это отчасти благодаря влиянию новых стран-членов ЕС, а отчасти из-за того, что Кремль все более явно душит свободу российских СМИ и демократической оппозиции.

Благодаря высоким ценам на энергоносители российская экономика при Путине чувствует себя хорошо, однако в защите прав человека, борьбе с коррупцией и укреплении независимости судов появились большие пробелы. Кроме того, миллионы жителей страны никак не почувствовали на себе преимущества энергетического бума.

Как же Европейский Союз может использовать свою вновь обретенную солидарность и более реалистичное отношение к России? Каковы должны быть основные принципы разработки стратегического подхода к России?

Европейский Союз больше, чем кто-либо, заинтересован в том, чтобы Россия была сильной, стабильной и богатой — однако его интерес также и в том, чтобы Россия соблюдала законы. Нельзя постоянно учить Россию демократии и правам человека, однако мы должны постоянно требовать от Москвы выполнения обязательств, взятых ею на себя в 1997 году при подписании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, а также ее обязательств как члена Совета Европы.

Конечно, понятие «закон» уже набило всем оскомину своей привычкой превращаться в дышло, однако у настоящего закона всегда есть три основных элемента: во-первых, правительство отправляет свои властные полномочия в соответствии с четко установленными и ясно прописанными правилами; во-вторых, ни одна из ветвей власти не может считать себя выше закона; в-третьих, должен неукоснительно соблюдаться принцип разделения властей. Утверждать сегодня, что Россия выдерживает проверку хотя бы по одному из этих критериев очень и очень сложно.

Меня спросят, а так ли это важно? Ведь иностранные компании делают в России хороший бизнес: продажи растут, прибыли увеличиваются, на рынок приходят новые и новые предприятия. В июне на экономический саммит в Санкт-Петербург съехалось столько глав западных корпораций, что это само по себе свидетельствует, насколько сильно растет интерес к российскому рынку.

Но в то же время качество бизнес- климата в России начинает вызывать все большие опасения. В последних отчетах Всемирного банка и ОЭСР говорится, что в России нет прозрачного законодательства, страдает применение существующих законов, процветает коррупция, а судебная система слаба. Качество корпоративного управления — особенно в компаниях, находящихся под контролем государства — также оставляет желать много лучшего.

Большинство аналитиков считают, что без установления твердой законности Россия никогда не сможет привлечь инвестиции в таком масштабе, какой сами российские власти считают необходимым для диверсификации экономики и избавления ее от энергетической зависимости. Европейский Союз должен быть заинтересован в том, чтобы помочь России добиться этой цели — хотя бы потому, что если российская экономика будет более сбалансированной, от этого сильно выиграют торговые связи. Потенциал сотрудничества поистине огромен. Например, в Европейском Союзе накоплен значительный опыт регионального развития и помощи в трансформации «старых» промышленных областей.

Но если так, то каковы перспективы закона в России, и каким образом Европейский Союз может поддержать усилия по обеспечению независимости российских судов?

Хотя в краткосрочной перспективе ничего положительного в этом отношении пока не просматривается, сразу несколько факторов говорят о том, что в более отдаленное будущее можно смотреть с большим оптимизмом. Во- первых, для большинства русских людей честность и добросовестность — основные ценности; во-вторых, Россия переживает религиозное возрождение; в-третьих, честность и предсказуемость в современной экономике имеют и вполне практическую ценность; наконец, впереди у России членство во Всемирной торговой организации, и страна уже осознает, что мир следит за ней гораздо более пристально, чем это когда-либо было возможно. Кремль всерьез озаботился своим имиджем за границей — это видно хотя бы по тому, какие деньги он платит западным пиар-фирмам за рекламу «России Инкорпорейтед».

В ближайшие месяцы в России пройдут парламентские и президентские выборы. Будем надеяться, что новый президент с пониманием отнесется к растущему давлению со стороны бизнеса и примет активное участие в создании новой парадигмы, основанной на модернизации экономики, социальных реформах и уважении к закону. Со своей стороны, Европейский Союз должен способствовать этому, в том числе открывая свои рынки, многократно расширяя практику обмена студентами и бизнес-делегациями и наращивая поддержку обучения юристов и судей.

Также ЕС должен прямо заявить, что хочет стратегического партнерства с Россией по всем направлениям для решения множества глобальных задач — от изменения климата и борьбы с распространением ядерных технологий до кризисов в Дарфуре и на Ближнем Востоке. Однако такое партнерство должно основываться на некоем минимуме одинаково понимаемых ценностей, первая и главная среди которых — уважение к закону.

Лорд Пэдди ЭШДАУН, президент Центра ЕС-Россия. Бывший Верховный представитель ЕС в Боснии. The International Herald Tribune, 9 августа 2007, перевод ИноСми.Ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ