Каждый сентябрь мировые лидеры собираются в ООН для подтверждения нашего Устава — нашей веры в фундаментальные принципы мира, справедливости, прав человека и равных возможностей для всех. Мы оцениваем состояние дел в мире, анализируем основные задачи сегодняшнего дня и разрабатываем концепцию движения вперед.
Но в этом году все по-другому: 64-е открытие Генеральной Ассамблеи требует от нас сплотить наши ряды в сегодняшней исключительной ситуации. Мы столкнулись со многими кризисами — продовольственным, энергетическим, экономическим, а также с пандемией гриппа, — которые происходят одновременно. Если бы когда-нибудь настало время действовать в духе возрожденного принципа многосторонних отношений, время вернуть «объединение» в Организацию Объединенных Наций, то именно сейчас такое время и настало.
Как раз это мы и делаем, что подтверждается нашими действиями по трем вопросам исторического значения.
Во-первых, мировые лидеры объединяются для решения самой главной задачи, с которой мы столкнулись как человечество, — угрозы катастрофического изменения климата. На прошлой неделе состоялась встреча 101 лидера из 163 стран мира с целью договориться о следующих шагах на пути к крайне важной конференции ООН, посвященной борьбе с изменением климата, которая состоится в декабре в Копенгагене. Они признали необходимость разработки соглашения, которое подошло бы для всех народов: в соответствии с их возможностями, с учетом требований науки и на основе «зеленых» работ и «зеленого» экономического развития — единственной надежды глобальной экономики XXI века.
ООН тщательно готовилась к данному событию. В течение двух с половиной лет, с тех пор, как я стал Генеральным секретарем, мы работали над тем, чтобы выдвинуть проблему изменения климата на первое место среди глобальных задач человечества. Сегодня мы вступили в новую фазу. Участники встречи в верхах, состоявшейся на прошлой неделе, четко обозначили стоящие перед нами задачи и подчеркнули их важность в своих столицах по всему миру. Конечно, данные задачи комплексны и сложны, особенно задачи финансовой адаптации и смягчения последствий кризиса в бедных странах. Однако лидеры покидали Нью-Йорк с намерением поставить четкие и твердые инструкции перед своими представителями в переговорах: заключить сделку в Копенгагене.
Япония бросила всем вызов, согласившись урезать к 2020 г. выбросы углекислого газа на 25%, если другие страны сделают то же самое. Президент Китая Ху Цзиньтао рассказал о том, что именно его страна уже делает для снижения интенсивности потребления энергии и инвестирования в «зеленые» альтернативы. Он подчеркнул, что Китай готов сделать больше в рамках международного соглашения. Его слова поддержал президент США Барак Обама.
28 сентября участники переговоров встретятся в Бангкоке для проведения еще одного раунда переговоров в рамках ООН. Также мы рассматриваем возможность проведения в ноябре менее масштабной встречи стран, производящих наибольшие объемы выбросов, и стран, наиболее страдающих от них. В этом, решающем году нам необходим настоящий прорыв.
Еще одна поворотная точка была отмечена во второй проблеме, связанной с существованием человечества: ядерном разоружении. Наконец-то убеждение в том, что подобное оружие необходимо для поддержания мира, исчезает. На специальной встрече в верхах, созванной президентом Бараком Обамой, Совет Безопасности единогласно принял резолюцию, открывающую новую главу в усилиях ООН по борьбе с распространением ядерного оружия и с ядерным разоружением.
Эта резолюция улучшает перспективы расширения Договора о нераспространении ядерного оружия в мае следующего года и дает надежду на введение в действие Договора о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Она также очерчивает контуры юридической системы для борьбы с незаконным использованием мирных ядерных технологий в военных целях и является следствием растущего от встречи к встрече согласия в том, что пришло время усилить давление на страны, не соблюдающие данные принципы.
Страны также объединяются для борьбы на третьем фронте. Хотя некоторые говорят о «начале восстановления», мы считаем, что наступает новый кризис. Согласно нашему последнему отчету «Голоса уязвимых», страны, близкие к бедности, превращаются в по-настоящему бедные страны.
В этом году около 100 млн. людей могут оказаться за чертой бедности. Рынки, возможно, и восстанавливаются, но работы и зарплаты — нет. Именно поэтому в начале текущего года ООН предложила заключить Глобальный пакт занятости для обеспечения сбалансированного и устойчивого роста. Поэтому мы также создаем новую Глобальную систему слежения за уязвимостью, которая будет предоставлять нам оперативные данные и анализ социально-экономических условий во всем мире. Нам нужно знать точно, кто страдает от финансового кризиса и где, чтобы реагировать на это как можно более эффективно.
Также по данной причине в это же время в следующем году мы проведем специальную встречу в верхах по «целям развития тысячелетия». У нас есть лишь пять лет на то, чтобы достичь целей в сфере здравоохранения, образования и безопасности человечества, установленных на 2015 г. На различных встречах в верхах «Большой двадцатки» в течение прошлого года, в том числе в Питтсбурге, члены ООН высказывали решимость помогать отстающим.
Риторика всегда изобиловала на Генеральной Ассамблее, но действия не были настолько же эффективными. Однако, слушая на прошлой неделе выступления мировых лидеров, я был поражен их убежденностью, решимостью и коллективным стремлением перевернуть страницу прошлого, в котором страны были разделены узкими интересами, и открыть страницу буду щего, в котором все страны будет объединять стремление к общему глобальному благу.
Какие бы вопросы не рассматривались — борьба с изменением климата, создание мира без ядерного оружия, построение более справедливой и устойчивой глобальной экономики, — я видел дух обновленного принципа многосторонних отношений, в чем ООН играла главную роль. Ни одна страна не сможет справиться с любой из данных проблем в одиночку. Но как объединенные нации, ООН сможет справиться с ними.