Предполагаемое повышение стоимости транзита газа по территории Украины, о чем премьер-министр Юлия Тимошенко договорилась со своим российским коллегой Владимиром Путиным на встрече в Гданьске, в Москве комментировали сдержанно. На этот раз обошлось без обычных для такого случая обвинений партнеров в нарушении взятых обязательств. Представители «Газпрома» даже заявили, что такое повышение было прогнозируемым. Такая на первый взгляд неестественная уступчивость России имеет свои объяснения. Газовый шантаж как средство давления на партнеров, примененное зимой текущего года, привел к результатам, на которые его зачинщики явно не рассчитывали.
Первый газовый конфликт зимой 2006 г. был, во-первых, кратковременным, во-вторых, поток газа в Европу уменьшился не до критических значений, в-третьих, рассматривался как досадная несогласованность между Москвой и Киевом, в-четвертых, потребление газа в тот период росло и позиции России на возможных переговорах были достаточно прочными. В этом году ситуация изменилась кардинально. В первую очередь, существенно уменьшилось потребление энергоресурсов, в том числе и газа. Причем структура его потребления по поставщикам также претерпела изменения. В частности, в то время как «Газпром» поставки газа в Европу существенно уменьшил, другие фирмы его увеличили. Ситуация первого квартала подтвердилась и во втором.
В России еще хуже. Совокупная добыча газа в январе-июне 2009 г. упала на 20,8%, у «Газпрома» падение составило почти 25%. Как отмечается в обзоре социально-экономического развития минэкономразвития России (МЭР), «добыча газа предприятиями группы «Газпром» по-прежнему падает интенсивнее, чем по стране в целом». Добыча газа в июне 2009 г. составила 36,3 млрд. куб. м — на 29,6% ниже, чем в июне 2008 г. «Газпром», по предварительным данным, добыл 27,8 млрд. куб. м газа, что на 35,8% меньше, чем в июне 2008 г. При этом потребление газа в России падает с октября прошлого года. По предварительным данным, в первом полугодии 2009 г. оно составило 228,5 млрд. куб. м, что на 7,2% ниже уровня прошлого года. В июне потребители выбрали газа на 13% меньше.
Аналогично обстоят дела у «Газпрома» и на внешнем рынке. По оперативным данным минэнерго России, экспорт газа в страны дальнего зарубежья и Балтии в январе-июне 2009 года составил 56,1% к январю-июню прошлого года (49,9 млрд. куб. м), в страны СНГ — 13,4 млрд. куб. м (65%). В целом экспорт упал до 63,3 млрд. куб. м, что составило всего 57,8% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Проблема не только в кризисе. Долгосрочные контракты, за которые так бился российский газовый монополист, сыграли с ним злую шутку. Цена российского газа в Европе оказалась намного выше, чем на спотовом рынке, и европейцы стали покупать его у других поставщиков. Норвежская StatoilHydro, немецкие E.On Ruhrgas и Wintershall, а также французская GDF Suez увеличили объем продаж. В итоге доля российской компании в первом квартале на европейском рынке упала до 16%, тогда как обычно она составляет около 25%.
Одновременно шла закачка газа в подземные газовые хранилища (ПХГ). Как сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко, уже закачано 25 млрд. куб. м из 28 возможных. При этом для оперативных целей и снабжения потребителей в зимний период вполне достаточно 16—18 млрд. куб. м. Не отстают и европейцы. Как заявил, выступая перед депутатами Европарламента в Брюсселе еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, из-за созданных больших запасов нынешней зимой в Евросоюзе не возникнет проблем со снабжением потребителей газом. По его словам, без российского газа «Европа сможет продержаться в течение 90 дней». И это без учета возможного увеличения поставок из других источников, в частности, сжиженного газа из Катара и Северной Африки. В начале июля Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС создать запасы газа на случай возникновения новой кризисной ситуации с поставками российского газа, и эти планы практически реализованы.
Не лучше обстоят дела и с газопроводами в обход Украины и Беларуси. Проблемы возникают все время. Противников Nord Stream («Северного потока») становится все больше. Против не только шведские и финские экологи, но и немецкие военные. Дания тоже не в восторге от трассы прохождения газопровода вблизи ее островов и берегов. После парламентских выборов в Болгарии правительство премьер-министра Бойко Борисова относится к проектам трубопроводов весьма настороженно. Речь идет о газопроводе South Stream (Южный поток) и нефтепроводе Бургас-Александруполис. На встрече с Борисовым в Гданьске Владимир Путин едва сдерживал раздражение. На замечание болгарского собеседника о необходимости «ознакомиться с положением дел в деталях» российский премьер выдвинул буквально ультиматум: «Скажите нам просто «нет» — и все, закроем тему». Но если бы только это... Весьма жестко сформулировал требования к России и премьер-министр Словении Борут Пахор. «У нас есть мандат нашего парламента добиться на переговорах, чтобы местонахождение общей фирмы (с «Газпромом». — Авт.) было в Словении, и чтобы она сохранила за собой не менее 50%», — сообщил он Путину. И в этом мало поможет то, что Хорватия предложила России провести участок газопровода South Stream по своей территории. Об этом хорватский премьер Ядранка Косор сообщила в интервью загребской газете Jutarnji list. Предложение было сделано в ходе ее переговоров с Владимиром Путиным в Гданьске. Хорватия тоже попытается выторговать себе достаточно приемлемые условия транзита. Замена Словении на Хорватию мало что даст. Основная трасса South Stream должна пройти через Венгрию и Словению. Маршрут через Хорватию может рассматриваться как альтернативный. Но тогда он должен проходить и через Сербию, с которой у «Газпрома» проблемы. Пытаясь избавиться от проблем с транзитными Украиной и Беларусью, Россия может оказаться в еще большей зависимости от других стран. Причем число их не уменьшается, а только возрастает.
Создавшееся положение заставляет Москву отказаться, хотя бы на время, от жесткого тона в отношениях с ближайшими соседями. В частности, отказаться от штрафных санкций в отношении Украины за недобор газа. Но здесь у «Газпрома» просто нет альтернатив. Невозможно требовать уплаты штрафов от «Нафтогаза» и не требовать от европейских потребителей, которые, как мы видим, тоже уменьшили отбор газа.
В этой же связи следует рассматривать переговоры премьеров Украины и России в Харькове в октябре. Письмо Медведева Ющенко имело неблагоприятные последствия и поставленной цели не достигло. Никакой паники оно в Киеве не вызвало, наоборот, создало крайне неблагоприятный фон для российской внешней политики. Пришло время отыграть назад, продемонстрировать, что Кремль может быть не только злым, но и добрым. В отношении Молдовы, где после выборов 28 июля сформировалась антикоммунистическая коалиция, Россия демонстрирует конструктивизм и продолжение сотрудничества на более льготных финансовых условиях. Вести себя в отношении Киева другим образом было бы совершенно нелогично. Тем более — накануне встречи министров иностранных дел стран ГУАМ: возобновление деятельности этой организации практически одновременно со встречей глав государств СНГ в Кишиневе весьма настороженно встретили в российской столице. Прямо в украинские выборы Москва вмешиваться не будет, но и грозный тон временно отставлен.
Еще больше российскую столицу интересует более близкие выборы в Германии. Финансовая помощь в приобретении акций концерна Opel и двух судостроительных компаний мало помогло христианском демократам Ангелы Меркель и германским социал-демократам во главе с Франком Вальтером Штайнмайером. На земельных выборах в Саксонии, Тюрингии и Сааре 30 августа они понесли значительные потери. Будущая конфигурация политической коалиции в бундестаге после 27 сентября стала еще более неопределенной. В этих условиях жесткий тон вряд ли уместен. Его продолжение сыграло бы на руку только противникам прокладки газопроводов. Если говорить о Германии, то в первую очередь это касается Nord Stream.
Следует предполагать, что предстоящей зимой никаких газовых конфликтов между Киевом и Москвой не будет, если только по каким-то причинам не возобладает желание очередной раз показать европейцам, что без северных и южных потоков не обойтись. Но это маловероятно. Скорее всего, энергетический шантаж отложен до лучших времен. Весь вопрос в том, наступят ли они вообще. Ведь нет оружия, от которого нет защиты. Европа усиленно строит дополнительные ПХГ и инфраструктуру для получения сжиженного газа. И возможности для газового шантажа в будущем непрерывно уменьшаются. Выпадение энергетического козыря из рук России существенно отразится на политической ситуации как в Европе, так и во всем мире.