Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Прививка от диктатуры власти»

Болгарский президент призвал рассекречивать архивы коммунистических спецслужб
12 февраля, 2014 - 11:49
ПРЕЗИДЕНТ БОЛГАРИИ РОСЕН ПЛЕВНЕЛИЕВ: «ПОСЛЕ 25 ЛЕТ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО ДЕРЖАТЬСЯ В ТАЙНЕ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОСТУП К ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ, И НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ИСПОЛНЯТЬ РОЛЬ ПОСРЕДНИКА, ЧИТАЯ АРХИВЫ ВМЕСТО НАС. МЫ НЕ НУЖДАЕМСЯ В ПОСРЕДНИКАХ МЕЖДУ НАМИ И ИСТИНОЙ. ВСЕ ГРАЖДАНЕ, ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ ИМЕЮТ ПРАВО УЗНАТЬ ПРАВДУ О СЕКРЕТНЫХ СЛУЖБАХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА» / ФОТО РЕЙТЕР

Болгария будет праздновать в этом году десятилетие пребывания в  НАТО и семь лет в ЕС. Тем не менее, эта страна до сих пор не избавилась от тоталитарного прошлого. Об этом свидетельствует обращение Президента Болгарии Росен Плевнелиева по случаю Дня памяти жертв коммунистического режима, который был основан в 2011 году. Глава болгарского государства призвал архивировать, оцифровать и предоставить Государственному архиву все документы, связанные с деятельностью коммунистических спецслужб. «Сейчас определенные силы активно ищут причины и способы, чтобы никто не читал настоящие документы, благодаря чему можно манипулировать истиной, поскольку это удобно некоторым людям», — заявил Плевнелиев во время специальной церемонии, посвященной событиям 1 февраля 1945 года. Напомним, в ночь с 1 на 2 февраля 1945 г. был выполнен первый смертный приговор «Народного суда», сформированного после освобождения Болгарии советской армией от фашистской оккупации. Приговор касался принца-регента Кирилла Преславского Сакс-Кобург-Готского, председателя Совета министров Богдана Филова, генерала Николая Михова и еще 17 министров.

«После 25 лет ничего не должно держаться в тайне. Каждый человек должен иметь доступ к этой информации, и никто не должен исполнять роль посредника, читая архивы вместо нас. Мы не нуждаемся в посредниках между нами и истиной. Все граждане, школьники и студенты имеют право узнать правду о секретных службах тоталитарного режима. Мы должны раз и навсегда положить конец спекуляциям по поводу государственной безопасности коммунистической эпохи, хранить информацию об этом в государственных архивах и обеспечить каждому доступ к ним в корректной форме, как это уже давно сделали европейские страны», — сказал президент в своем обращении.

Он также отметил, что наиболее серьезным недостатком в болгарских трансформациях была неспособность предоставить недвусмысленную оценку преступлениям, совершенным коммунистическим режимом. «Делались попытки создать параллельную реальность и мифы о Тодоре Живкове, как о «лице, которое принадлежит народу», о «хороших» чиновниках службы безопасности коммунистической эры, которые «служили не одной партии, а всему государству». Тем временем о лагерях, тюрьмах и актах террора, совершенных этими же «профессионалами» против болгарского народа успешно забывали, — сказал президент.

В своем обращении президент также обратил внимание на то, что в годы трансформаций разные политические партии пытались скрыть правду о секретной службе тоталитарного государства. «Достаточно это терпеть! Мы 0должны, наконец, пролистать эту страницу достойным образом, мы и так причинили много вреда, не прочитав ее до конца», — подчеркнул Плевнелиев.

«Сегодня мы отдаем дань памяти людям, которые пожертвовали своими жизнями, чтобы получить право пропагандировать свои идеи. Отдавая должное этим достойным болгарам, мы должны работать, распространять и продвигать наши идеи свободно, как делали это они. Мы должны защищать наши политические взгляды, придерживаясь демократических правил и создавая государство, которое руководствуется верховенством права», — отметил глава государства. По его мнению, путь к достижению болгарского национального идеала «чистой и священной республики», а также национального единства лежит через честную интерпретацию фактов».

Что касается фактов, во время советской оккупации Болгарии были созданы «народные суды», которые вынесли почти 2800 смертных приговоров и почти 2000 пожизненных. Между тем под пятой Болгарской коммунистической партии массовые убийства и страдания вышли далеко за рамки просто бойни «народного суда». Почти 5000 семей было отправлено в ссылку, а до конца 1945 года около 10 тысяч лиц находилось в лагерях для интернированных, в условиях жестоких и негуманных, где совершались убийства и пытки.

По оценкам историков, от 30 до 40 тысяч болгар было убито в первые годы болгарского коммунистического режима, но уничтожение записей и официальная ложь в годы «социалистического правления» означают, что точных цифр, по-видимому, никто никогда не узнает.

Нужно отметить, что в Болгарии и раньше проводились определенные мероприятия по борьбе с тоталитарным прошлым. В частности, правительство приняло решение, согласно которому лица, сотрудничавшие со спецслужбами при социализме, не смогут занимать высшие дипломатические должности.

Немало в этом плане делается и в других странах бывшего социалистического лагеря. Несколько месяцев тому назад парламент Венгрии принял закон, который позволит открыть архивы тайной полиции. В 2012 году Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы опубликовал списки резервистов КГБ, среди которых оказались члены ведущих литовских политических партий, которые позже были исключены из партийных рядов. В Молдове уже год как разрешен свободный доступ к делам о преступлениях времен советского коммунистического режима. В Грузии запрещено занимать высокие государственные должности бывшим сотрудникам КГБ или партийным руководителям.

Эксперт по доступу к архивам Центра исследований освободительного движения Игорь Кулик считает, что рассекречивание архивных документов советских спецслужб дает возможность не только восстановить правду о собственной судьбе или прошлом своей семьи, но и не допустить прихода к власти бывших агентов КГБ, а также очистить от них органы власти и учебные заведения. «Рассекречивание архивных документов о советском тоталитарном прошлом должны стать прививкой от диктатуры власти и возможности нарушать права граждан», — отмечает Игорь Кулик на веб-сайте Центра исследований освободительного движения.

Разумеется, что для Украины, которая пережила Голодомор и больше чем полвека тоталитарного сталинского правления, тема рассекречивания архивов секретных служб советского периода также актуальна. А в системе КГБ были колоссальные архивы, отметил в интервью «Радио Свобода» первый председатель СБУ Евгений Марчук. По его словам, пересмотр дел, которые лежали в архивах КГБ, начался в конце 1987 года, когда он занимал должность начальника Полтавского управления КГБ и отвечал за организацию реабилитации. «У нас было в Украине где-то 1700 тысяч таких дел, которые нужно было пересмотреть», — отметил он.

Второй толчок к рассекречиванию архивов КГБ произошел при президентстве Виктора Ющенко. Тогда СБУ активно взялась за реабилитацию «белых пятен» украинской истории. Фактически это ведомство взяло на себя миссию, которую должен был выполнять Институт национальной памяти Украины. Первой информационной кампанией СБУ, вызвавшей резонанс, стала выставка рассекреченных архивов, касавшихся периода Голодомора в Украине 1932—1933 гг. После этого СБУ организовало переносную выставку «Украинская Повстанческая Армия: история непокоренных».

А после прихода к власти президента Виктора Януковича, который вместе с Партией регионов не признал Голодомор геноцидом украинского народа, ситуация с рассекречиванием архивов застопорилась. «В Украине остается еще немало засекреченных архивов КГБ, которые, начиная с 2010 года, системно закрывают. Работа, которую мы проводили с 2008—2010 гг., открывая эти архивы, сейчас нивелирована, и вся политика в архивной отрасли направлена на ограничение доступа к документам КГБ, — сказал «Дню» историк, экс-директор Государственного архива Службы безопасности Украины Владимир ВЯТРОВИЧ.

«День» обратился с запросом к Главе Службы безопасности Украины Александру Якименко с просьбой прокомментировать ситуацию с рассекречиванием архивов КГБ, которые сохранялись в Украине, и объяснить, почему начиная с 2010 года их стали систематически закрывать. На момент подготовки номера мы не получили ответ от СБУ.

Вместе с тем вполне очевидно, что о прошлом, об истории своей страны нужно знать. Граждане имеют на это право, а политики, которые претендуют на руководящие должности в правительстве, тем более должны знать все о своем прошлом, в том числе о деятельности секретных служб. И в этом отношении весьма своевременны такие предупреждения предостережения бывшего министра иностранных дел Литвы, парламентария Аудронюса Ажубалиса относительно роли исторической памяти. «Историческая память народа уже давно стала исключительным полем информационных войн, завоевав которое можно сломать самосознание народа, потому, осознавая эту угрозу, хоть и с опозданием, но мы должны принимать меры», — заявил он в ходе своего выступления на семинаре, организованном литовскими консерваторами — «Создание современной Литвы: мягкая стратегия сдерживания России», который проходил 7 февраля в Вильнюсе.

Очевидно, что эту истину должны усвоить все политики в Украине, и одним из шагов к этому должно стать рассекречивание архивов КГБ.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ