Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Привычка к терроризму

Как бороться с глобальным безразличием?
16 сентября, 2005 - 20:30
ФОТО РЕЙТЕР

Небывалые террористические акты в Ираке накануне доработки иракским парламентом последних штрихов к конституционному проекту, который отвергается многими лидерами арабских суннитов, ужасают своим циничным отношением к чужой человеческой жизни. Водитель-самоубийца, симулируя желание найма, приблизился в грузовике в Багдаде к месту, где три тысячи рабочих-строителей собираются каждое утро, чтобы найти работу на день. Полный список убитых в столице Ирака составил больше 150 человек. За каждой насильственной смертью незнакомых нам иракцев стоит большая трагедия семьи убитых. Абстрактный гуманизм не срабатывает в этом случае, когда цветное изображение с телеэкрана не может передать всего ужаса трагедии народа, который оказался беззащитным перед преступлениями исламских террористов.

В последнее время известия в отношении терактов в Ираке поступает практически ежедневно, и это уже воспринимается многими как явление вполне будничное. Ныне происходит страшное явление привыкания к терроризму, которое притупляет сочувствие. Мол, это происходит где-то далеко — за тысячи километров от нас. Ничего такого экстрачрезвычайного не произошло, другое дело — теракт в Испании или в Великобритании. Дело в том, что те катаклизмы, которые происходят далеко от получателя информации, воспринимаются им, преимущественно, отстраненно, и это вполне естественно с точки зрения психологии человека. Имеется в виду не столько, возможно, географическая отдаленность от места трагедии, как отдаленность именно в эмоциональном восприятии сопричастности к горю другого. Поскольку те точки земного шара, которые ближе культурно, ближе по сотрудничеству, ближе информационно, воспринимаются больше, в определенной степени, как свои.

Привыкание мирового сообщества к иракской трагедии также вызывается, как ни удивительно, повседневной негативной информацией из этой страны, которую дают мировые информационные агенства и масс-медиа. Иракская тема фактически не сходит со страниц ведущих газет мира, и, возможно, именно от этого происходит процесс определенного привыкания. Однако, говоря о подобном восприятии, стоит выделить тот факт, что подобное привыкание к иракским событиям присуще больше для западного мира или обществ, которые ближе к западной культуре. Арабский мир, который смотрит на события в Ираке через объектив камер телеканалов «Аль-Джазира» или «Аль-Арабия», реагирует на муки своих «одноплеменников» более болезненно и более жестко. Материалы арабских кинооператоров существенно отличаются от подобных сюжетов западных суперпрофессионалов, прежде всего сопереживанием и сочувствием к происходящему в Ираке. Западные телеоператоры, по всей вероятности, более профессионально готовят сюжеты, которые часто транслируются непосредственно с места событий. Однако чувствуется определенная информационная искаженность. Поскольку, несмотря на то, что мир стал глобальным и информация о событиях в любой точке планеты распространяется мгновенно, в информационном плане существует дистанционная отстраненность, когда речь идет о чужеродных элементах для ментальности распространителей информации. Это, собственно, происходит именно потому, что существует большой культурный и цивилизационный барьер, выступающий мощным информационным фильтром.

Но это касается не только потребителей западной информационной продукции. Для рядового представителя арабского мира и даже жителей Ирака недавние катаклизмы в Новом Орлеане или отдаленные во времени в Юго- Восточной Азии являются также абстрактными явлениями вторичного порядка. И это совсем не значит, что для представителей одной или другой стороны человеческая жизнь полностью девальвировалась. В большей степени, это является естественным восприятием, потому что так устроена психология человека.

В этом же можно упрекнуть и западное общество. Как можно оценить пренебрежение интересами других стран, отношением к проблемам бедности и отсталости? Очевидно, что от этих проблем страдает намного больше людей, чем от терактов, которые происходят по всему миру. Это дети, которые умирают с голода в странах третьего мира. Это африканские страны, которые вымирают от СПИДа и других серьезных заболеваний. Собственно говоря, сюда вполне можно причислить и украинцев, которые вымирают от экономических и социальных трудностей, которые и сами воспринимают это вымирание довольно абстрактно и обреченно.

К сожалению, чужая иракская беда (а иногда даже и своя) входит в привычку. И это должно вызывать большую обеспокоенность в мире. Потому что в таком случае очень низко опускается моральная планка, особенно когда это касается горькой судьбы других. И здесь нельзя не вспомнить то выражение, которое родилось в нечеловеческих условиях ГУЛАГа среди определенной части гулаговских «обитателей», говоривших — «умри ты сегодня, а я завтра». Этот принцип, к сожалению, в известной степени исповедуется сегодняшней цивилизацией, которая сегодня может процветать, а завтра столкнуться с очень серьезными катаклизмами. О чем, собственно говоря, и не задумывается. Это, по-видимому, и есть диагноз восприятия терактов в Ираке и других точках мира жителями отдаленных от места трагических событий регионов.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ