В это воскресенье в Абхазии прошли президентские выборы. Они ознаменовали окончание эпохи Владислава Ардзинба, руководившего мятежной республикой в течение 11 лет. Вчера на момент сдачи номера точной информации о результатах выборов не было. По предварительным данным, победу одержал премьер-министр Рауль Хаджимба, за которого проголосовали более половины избирателей. (Накануне выборов он прекратил работу во главе правительства. Сейчас и.о. премьера — Астамур Тарба.) Главный оппонент Хаджимба, директор компании «Черноморэнерго», «абхазский Чубайс» Сергей Багапш получил более 30% голосов. Оппозиция эти результаты опротестовала, а Центризбирком назвал их недостоверными и сказал, что официальную информацию предоставит позже.
Мировое сообщество не признает легитимности голосования в Абхазии. Его ход, в частности, контролировали наблюдатели из Приднестровья, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Также в этой роли были намерены выступить депутаты российской Госдумы, что вызвало жесткую реакцию парламента Грузии.
Между тем последствий президентских выборов в Абхазии ждут как в самой мятежной республике, так и за ее пределами. Кампания уже показала, что времена меняются: как-никак были пять кандидатов, была полемика, кристаллизировались отношения власти и оппозиции. Примечательно, что кандидата от оппозиционного движения «Айтайра» Центризбирком отказался зарегистрировать из-за недостаточного владения абхазским языком, сообщает Civil.ge. Была также неразбериха со списками. Из-за того, что многие жители Абхазии имеют несколько удостоверений личности, в том числе российские паспорта, нет точных данных о том, сколько людей на самом деле имеют право участвовать в выборах. Был и «админресурс». Оппозиция особенно недовольна празднованием «Дня независимости» Абхазии, состоявшимся в Сухуми 30 сентября — за несколько дней до выборов. По мнению оппозиционеров, эта акция была превращена в агитационное шоу в поддержку кандидата от власти. Ранее Владислав Ардзинба заявил, что именно Хаджимба будет лучшим президентом. Кроме того, с этим кандидатом провел личную встречу президент России Владимир Путин.
По мнению обозревателей, любой президент Абхазии будет пророссийским. На встречах с избирателями все кандидаты говорили об одном: в случае их избрания Абхазия сформируется как независимое государство и будет добиваться экономической интеграции с Россией. Биография кандидата от власти не оставляет сомнений в его курсе. Рауль Хаджимба — выпускник Минской высшей школы КГБ СССР. Он был назначен премьер-министром де- факто правительства Абхазии в мае 2003 года, а до этого он занимал пост начальника Службы безопасности и министра обороны.
Президент Грузии Михаил Саакашвили осудил выборы в самопровозглашенной республике. По его словам, сотни тысяч насильственно перемещенных из Абхазии лиц не имели возможности проголосовать, без чего процесс нельзя считать легитимным. Однако Тбилиси внимательно следит за выборами в сепаратистской республике. Как грузинские эксперты, так и официальные лица не раз говорили о надежде на приход к власти «здравых сил».
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава заявил, что после проведения выборов де-факто президента в Абхазии «заметна определенная напряженность». «Не думаю, что на самом деле у Рауля Хаджимба больше сторонников, чем у Сергея Багапша. Эта неделя будет очень важной. У Багапша сильные и влиятельные сторонники, в том числе оппозиционные движения «Амцахара» и «Айтайра». Но, думаю, Хаджимба и его команда, а также официальные представители России, попытаются заключить сделку с Багапшем. Возможно, ему предложат пост премьера», — сказал грузинский министр в интервью телекомпании «Рустави-2». Оппозиционного главу «Черноморэнерго» многие считали «тайным прогрузинским кандидатом». Вместе с тем по словам Хаиндрава, для Тбилиси легче будет вести переговоры с пророссийским Хаджимба, чем с националистом Багапшем. «Если позиции Москвы и Тбилиси сблизятся, а думаю, что это так и будет, для грузинской стороны легче будет иметь дело с Хаджимба. Он и сейчас является сотрудником российских служб безопасности и выполняет все инструкции Москвы», — заявил Георгий Хаиндрава.
КОММЕНТАРИЙ
Арчил ГЕГЕШИДЗЕ, Грузинский фонд стратегических и международных исследований:
— Личная эпоха Владислава Ардзинба закончена, но не закончилась эпоха, начавшаяся 11 лет назад. При Ардзинба абхазская власть отличалась исключительной коррумпированностью, клановым характером организации, и в итоге — невыносимыми социально-экономическими условиями для населения. Кроме того, основными чертами его политики были сильное влечение к независимости, ненависть к Грузии и беспрецедентная на Кавказе лояльность к России.
Последствия этих выборов, независимо от личности победителя, большого значения для перспектив переговорного процесса не имеют. Одни, как Георгий Хаиндрава, говорили о том, что Хаджимба был бы более «удобен» для Тбилиси, другие утверждали, что более благоприятной была бы победа Багапша, потому что у него жена-грузинка, он в советское время многие годы работал в партийных структурах вместе с грузинами, у него много друзей в Грузии. Но я не думаю, что Багапш или Хаджимба могли бы радикально изменить отношение к урегулированию конфликта, отказаться от идеи независимости. Очень влиятельные силы внутри Абхазии им бы этого не позволили. Формула разрешения конфликта сложна, и в ней роль персоны президента Абхазии менее важная, чем российский фактор, фактор Запада, фактор большей привлекательности грузинской демократии и экономики в глазах абхазов.