Уровень безработицы в Голландии недавно понизился до 3% — цифра, о которой еще не слышали в Европе со времен нефтяного кризиса 70-х. Тем не менее до недавнего времени численность безработных в этой стране составляла более 10%. Удалось ли голландцам изобрести «четвертый способ» для улучшения экономических показателей и есть ли у них, чем поделиться из своего опыта с остальными европейскими странами?
Для некоторых аналитиков в Европе экономические показатели Голландии настолько удивительны, что они считают это результатом эффекта «мутной воды и зеркал» либо некоего статистического трюка. На примере тех, кто сомневался в реалиях, создававших «форпост» экономического роста Америки пять лет назад, такое мнение ошибочно. В Голландии наблюдается не только снижение уровня безработицы; доля вовлечения всего населения на рынке труда так же стремительно растет. По правде говоря, количество рабочих, относящихся к установленной государством категории временно нетрудоспособных и инвалидов (на сегодня 12%), по-прежнему велико. Но эта пропорция сейчас гораздо меньше, чем та, которая фигурировала в 80-х. Так что якобы больший процент безработицы не маскируется медицинскими справками.
Другие скептически настроенные обозреватели утверждают, что происходящее в Голландии напрямую зависит от короткой рабочей недели. Средняя продолжительность рабочей недели в стране (включая частично занятых) — 27 часов, в отличие от 29 часов во Франции. Приверженцы идеи короткой недели как пути к стопроцентной занятости зачастую приводят пример Голландии, аргументируя в пользу такой системы. Для тех, кто выступает против короткой недели, создание мест за счет сокращения рабочих часов — ложный подход к проблеме; для них это грубая замена рабочего времени увеличением численности кадров.
В Голландии зарегистрирован существенный рост численности рабочих на неполной ставке, но эта тенденция возникла в основном за счет увеличения доли женского труда. Таким образом, аспект неполной ставки не объясняет низкого уровня безработицы.
Что же является секретом столь удачного решения проблемы безработицы в Голландии? Это легко объяснимо. С начала 80-х рост заработных плат был меньшим, чем позволял технологический прогресс. Доходы компаний возросли, что поощрило инвестиции и создание новых рабочих мест. Классический механизм, который сработал безотказно.
Более деликатный вопрос — это определение факторов, послуживших основой для принятия концепции «сдержанных зарплат». Я выделяю два основных из них: это реформа системы страхования безработных и структура сотрудничества инстанций социальной сферы.
В Голландии вступил в силу закон, который связал компенсацию по незанятости со стимуляцией поиска рабочего места. Отказ безработного от «подходящей» работы означает окончание выдачи ему государственного пособия. Чем дольше индивидуум остается незанятым, тем шире раздвигаются рамки определения «подходящей» для него работы. На практике это действует так: безработный обязан принять «допустимое» предложение работодателя в первые 6 месяцев незанятости и обязан принять любое предложение по истечении 18 компенсируемых месяцев. Невыполнение последнего условия влечет в дальнейшем отказ от выплаты ему пособия по безработице.
Голландцы непрестанно говорят о сотрудничестве в социальной сфере, и они правы. Ведь в основе «голландского чуда» лежит Вассенаарское соглашение (к настоящему времени ставшее уже квазимифологическим), подписанное в 1982 году между работодателями, союзами и правительством. Тогда для всех было ясно, что экономика Голландии в плохом состоянии. Вассенаарское соглашение стало планом к действию. «Сдерживание» зарплат искусно заменило меры, направленные на смягчение негативных последствий безработицы — субсидирование ушедших на «раннюю» пенсию, сокращение рабочей недели. В основном этой стратегии голландцы с тех пор и придерживались.
Опыт Голландии содержит в себе важные уроки для всей Европы. На сегодня экономические условия в Западной Европе довольно хороши — в некоторых местах даже более чем хороши, и они улучшаются в странах Восточной Европы, готовящихся к вступлению в ЕС. Но европейскую экономику можно назвать традиционной «мишенью» для рецессий. При таких рецессиях болезненные переустройства являются необходимостью. Без механизма сотрудничества в социальной сфере какие угодно переустройства как результат любой рецессии, скорее всего, приведут к повышению уровня безработицы. При наличии надежного механизма такого рода существует шанс избежать негативных последствий на рынке труда. Именно сейчас, в условиях благоприятной экономической ситуации, и должна быть рассмотрена и разработана структура сотрудничества в социальной сфере.