Вряд ли кто-то кроме Ирака сомневался, что Объединенные Нации смогут поступить иначе. Организации, конечно, не привыкать ко всякого роду конфузам и проблемам — за полвека существования ООН ее стены видели еще и не такое. Но недоразумение с Багдадом уже стало чрезвычайным событием года прошлого и претендует на это звание и в году нынешнем.
В своих действиях Ирак руководствуется только ему понятной логикой. В конце 1997 года он объявил, что инспекторы ООН, гражданство которых — американское, искажают информацию о наличии оружия в президентских дворцах. Известно, что Багдад может избавиться от санкций, наложенных на него после вторжения в Кувейт в 1990 году, только после того, как Спецкомиссия ООН засвидетельствует: запрещенного оружия массового уничтожения и его технологии в Ираке нет. Инспекторы тогда оставили страну, США и Британия не только говорили о возможности военных действий, но и подтягивали флот к иракским берегам. Погасить разгорающийся огонь войны удалось Генсеку ООН Кофи Аннану. Лед отношений с Багдадом, казалось бы, начал таять летом, когда Ирак и Объединенные Нации договорились о двухмесячной программе проверок, после успешного завершения которой можно было бы говорить о снятии санкций. Не дождавшись пары недель до окончания программы, руководитель инспекторов Ричард Батлер отказался засвидетельствовать, что Багдад не имеет оружия массового уничтожения, а Ирак опять обвинил ооновцев в «американизации».
Непредсказуемый Ирак может противиться и новому решению СБ. Ныне он предпринимает последнюю попытку прекратить ооновские санкции другим путем — просит всех своих соседей, кроме Кувейта, игнорировать эмбарго и восстановить с ним полноценное экономическое сотрудничество. Мол, тогда станет ясно, что против санкций, от которых страдает иракский народ, выступают и иностранные компании.