Владимир Путин дал интервью ведущей американского телеканала CNBC Хедли Гэмбл, по совместительству – модератора международного форума «Российская энергетическая неделя» (интервью состоялось как бы по следам форума, причем для него американка специально прилетела из Абу-Даби в Москву).
Российский президент традиционно уклонился от ответа на вопрос, будет ли он баллотироваться в президенты России в 2024 и 2030 годах (к концу второго из этих сроков ему будет уже 84 года) и кого он рассматривает в качестве своего преемника. По его словам, «разговоры на эту тему дестабилизируют ситуацию. Ситуация должна быть спокойной, стабильной, чтобы все органы власти, все государственные структуры работали уверенно, спокойно смотрели в будущее». Почему-то разговоры о том, кто может сменить Эммануэля Макрона на посту президента Франции, Ангелу Меркель на посту канцлера Германии или Джо Байдена на посту президента США, равно как и заявления этих политиков, собираются ли они баллотироваться на очередной срок или нет, не дестабилизируют ситуацию в их странах. Но Россия – страна особенная. Россияне привыкли к тому, что ими всегда правит царь-батюшка. И мысль о том, что он может смениться, приводит многих из них в ужас, так как есть опасения, что новый царь может быть еще хуже. На самом деле, как я думаю, Владимир Владимирович будет баллотироваться в президенты не только в 2030 году, но и в 2036 году, еще раз поправив конституцию, если, конечно, будет жив и состояние здоровья не будет катастрофическим.
Путин заявил, что в беседах с лидерами Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов обсуждал «возможности вкладывать средства, большие ресурсы в новые технологии и в новые источники энергии. Я думаю, что это очень перспективное направление нашего сотрудничества в будущем». Это надо понимать так, что не только президент России, но и руководство «нефтяных монархий» Персидского залива собираются крепко «наварить» на «зеленой экономике», получая международные субсидии на развитие соответствующих технологий и, поскольку развитие «зеленой энергетики» на самом деле требует больших затрат традиционных энергоносителей, еще и выиграть на росте цен на газ и другие углеводороды. Когда таким образом на «зеленой экономике» начнут паразитировать десятки стран, это приведет к колоссальному удорожанию энергии, к разгону инфляции в мировом масштабе и к глобальному финансово-экономическому кризису.
А вот замечательный путинский пассаж о борьбе с бедностью в России: «Для нас самая главная проблема и самая главная задача, которую мы должны решить, – это подъём доходов граждан страны. Это наша главная, основная задача, и мы не собираемся решать её простыми линейными методами. Для этого мы должны обеспечить рост темпов развития экономики и изменение её качества. Это долгосрочная задача. Мы не собираемся действовать популистскими методами, но именно на базе качественного роста экономики мы и собираемся решать основные социальные задачи, в том числе увеличение доходов российских граждан и решение второй очень важной для нас проблемы ‒ демографической». Если перевести это высказывание на обычный язык, то оно означает следующее: никаких серьезных социальных выплат нуждающимся в России в период путинского правления не будет. Борьба с бедностью – это если не на века, то на десятилетия. Сначала надо поднять темпы развития экономики. А судя по опубликованным планам, развивать Путин собирается прежде всего военно-промышленный комплекс. А это значит, что скоро в России может сложиться такое же положение, какое было в СССР в 30-е годы, когда промышленность росла быстрыми темпами за счет отраслей ВПК, а народ в это время умирал с голоду. В общем, российским бедным можно будет надеяться на улучшение своего положения только после смерти Путина.
Бравшая интервью у Путина Хедли Гэмбл не упустила под занавес спросить про Алексея Навального: «А что касается господина Навального, Вы готовы поднять его уровень жизни?» Путин, памятуя предсказание гадалки и избегая называть своего главного противника по имени и фамилии, заметил: «Гражданин, о котором Вы сказали, находится в местах лишения свободы». – «Не самые лучшие условия для жизни», - сыронизировала американка. Путин вполне серьезно согласился: «Не самые лучшие условия, но он не один такой. Кроме него есть и другие люди, которые также нарушили российские законы, и мы никого не собираемся ставить в какие-то эксклюзивные условия, в том числе и тех, кто прикрывается политической деятельностью». Возражать Путину Гэмбл не стала, хотя положение, в котором находятся российские заключенные, действительно ужасное, разительно отличается от ситуации в тюрьмах Евросоюза и Северной Америки, о чем свидетельствует недавно обнародованный большой видеоархив о пытках в российских колониях. Не говоря уже о том, что Навальный, в отличие от большинства уголовников, сидит по явно сфабрикованному обвинению, а на самом деле – за свою политическую деятельность.
Выступая же на «Российской энергетической неделе», Путин родил афоризм: «Если Вы посмотрите на уличные протесты, то Вы поймёте, что далеко не все в тюрьме». То есть, есть еще кого сажать! Владимир Владимирович утверждал: «Мы последовательно работаем над укреплением энергетической безопасности всего европейского континента. Вместе с европейскими компаниями, нашими партнёрами и друзьями реализуются крупные инфраструктурные проекты: «Турецкий поток», «Балканский поток», «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Их задача – на годы вперёд обеспечить устойчивость и предсказуемость поставок газа в тех объёмах, которые необходимы странам Европы. Добавлю, что реализация этих проектов ведёт и к значительному – причём в разы – снижению выработки парниковых газов. Для справочки: углеродоёмкость поставок российского природного газа по действующему уже «Северному потоку-1» более чем в три раза ниже, чем у американских СПГ. Просто для сравнения». Главной задачей Путина остается не допустить остановки «Северного потока-2» новым правительством Германии, где, очевидно, значительную роль будут играть противники этого проекта из числа «зеленых», и вывести его из-под действия газовой директивы ЕС, упирая на то, что газ наиболее экологически чистый из всех видов углеводородного топлива.
И, опять-таки, он использует для этого фактор глобального потепления, заявляя: «Россия поддерживает международные инициативы по сохранению климата, выполняет взятые на себя обязательства. За ближайшие десятилетия мы рассчитываем обеспечить накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов даже ниже, чем в Евросоюзе. Это, уважаемые коллеги, не пустые слова, а прямое руководство к действию». Но, поскольку речь идет о десятилетиях, путинские обещания ничего не стоят, так как исполнять их придется его приемникам. Недаром он заявил, что добиваться углеродной нейтральности своей экономики Россия собирается аж к 2060 году! При этом Путин подчеркнул «готовность к прямому диалогу с нашими партнёрами в Европе, с Еврокомиссией, для поиска общих решений по стабилизации энергетических рынков и борьбе с изменением климата». Он надеется использовать в своих целях нынешний энергетический кризис в Европе, в создании которого Россия через «Газпром» сыграла пусть не главную, но заметную роль. При этом Владимир Владимирович в очередной раз прошелся по ГТС Украины: «Увеличение в этом году через ГТС Украины сверх наших контрактных обязательств по транзиту составит примерно 10 процентов. Там больше увеличивать нельзя. Нам все намекают: увеличьте ещё поставки через Украину. Опасно увеличивать, там десятилетиями не ремонтировалась ГТС, там можно, если давление увеличишь, оно лопнет вообще, Европа совсем лишится этого маршрута. Там 80 процентов износа оборудования, свыше 80 процентов».
Тут стоит заметить, что европейцы не вкладывали в ГТС Украины именно из-за строительства «Северного потока-1» и «Северного потока-2». А насчет 10-процентного увеличения поставок газа через Украину Путин просто обманывает почтеннейшую публику. Как заявил генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон, «"Газпром" в 3 раза уменьшал транзит через Украину в 2021 году. 1 января 2021 года со 186 млн. куб. м в сутки до 124 млн. куб. м, с 1 сентября снизил до 109 млн. куб. м, а 1 октября после начала поставки газа в Венгрию через Турецкий и Болгарский потоки - до 86 млн куб. м, хотя платит за 109 млн. куб. м». Скорее всего, Макогон немного преувеличил, и фактическое снижение оказалось лишь чуть более, чем в 2 раза. Таким образом, при желании Россия могла бы увеличить поставки газа через Украину более чем в 2 раза, хотя бы до уровня декабря 2020 года в 186 млн. куб. м в сутки, что даст Европе лишних 100 млн. куб м газа в сутки. Но такого желания, очевидно, нет. По словам Макагона, «в настоящее время заявок от Газпрома на дополнительные мощности не поступало». Зато есть желание продолжать газовый шантаж. А противостоять ему Европа сможет, если откажется от гигантских вложений в бесперспективную «зеленую энергетику».